Сертификация косметики
Сертификация косметики – это совокупность процедур, которые призваны подтвердить безопасность товара для потенциальных потребителей и окружающей среды. Декоративные и уходовые продукты непосредственно контактируют с кожей и слизистыми человека, поэтому к ним предъявляются строгие требования, которые зафиксированы в технических регламентах ЕАЭС. Центр сертификации «МОС РСТ» поможет производителям и дистрибьюторам пройти оценочные мероприятия и получить разрешительную документацию для легальной работы на рынке.
Какие обязательные документы нужны на косметические средства
Обязательная сертификация косметики в ЕАЭС не предусмотрена. Качество парфюмерно-косметической продукции регулируется положениями профильного техрегламента 009/2011. В законодательном акте прописано два способа оценки изделий:
- декларирование;
- госрегистрация.
Для выбора формы подтверждения соответствия организуется идентификация продукции. Она проводится по трем признакам.
- Способ применения (допустим только наружный).
- Место использования (например, лицо, тело, волосы, полость рта и т.д.).
- Цели использования (очищение, увлажнение и т.д.).
В отношении большинства товаров (кроме исключений, перечисленных в Приложении 12 к техрегламенту) проводится процедура обязательного декларирования. Заявитель вправе выбирать между тремя схемами оценки:
- 3д – для серийного выпуска, включает инспекционный контроль производства и лабораторную экспертизу образцов;
- 4д – для единичной поставки, включает только исследования продукции в лаборатории;
- 6д – для серийного производства, используется при наличии у изготовителя сертифицированной системы менеджмента качества.
Если декларирование проводится для серийного выпуска, разрешительная документация предоставляется на период до 5 лет (схема 3д) или 7 лет (схема 6д). При оценке партии срок ее действия не устанавливается. Документ считается действительным до момента реализации товара, но не более срока годности. Количество допустимого к реализации товара ограничивается одной поставкой.
Декларация ТР ТС действует на всем пространстве Таможенного Союза. Информация о предпринимателе вносится в единый реестр ФСА.
Чтобы подробнее узнать о процедуре декларирования, обратитесь к экспертам нашего центра. Мы поможем выбрать схему оценки, подготовиться к проверкам и пройти их без затруднений.
Госрегистрация парфюмерно-косметических средств
Государственная регистрация косметики проводится в отношении товаров, которые упомянуты в Приложении 12 к ТР ТС 009/2011. В нормативном акте перечислено следующие виды продукции.
- Средства для искусственного загара и татуажа.
- Продукты для осветления кожи.
- Составы для гигиены интимных мест.
- Изделия для детей.
- Дерматологические средства защиты работников от опасных факторов производства.
- Изделия, которые используются для окрашивания волос, химической завивки, выпрямления.
- Пилинги и пасты для депиляции.
- Изделия, в состав которых входят нанокомпоненты.
- Средства для ухода за полостью рта с содержанием фторидов и составы для отбеливания зубов, в которых присутствует перекись водорода.
Регистрация косметики в России проводится территориальными подразделениями Роспотребнадзора. Она включает изучение нормативно-технической или товаросопроводительной документации заявителя, лабораторные исследования продукции и анализ производственных мощностей предпринимателя. По результатам проверок выдается свидетельство – СГР, которое подтверждает санитарно-гигиеническую безопасность товаров.
Лабораторные испытания косметических изделий
Как получить сертификат на косметику или оформить декларацию ТР ТС? Разрешительный документ выдается после лабораторной экспертизы товара. Согласно регламенту 009/2011, оценке подлежат следующие его параметры и свойства:
- состав – проверяется, входят ли красители, консерванты, УФ-фильтры и иные компоненты, содержащиеся в продукте, в перечень допустимых к использованию в ЕАЭС. Изучается, нет ли в составе запрещенных токсичных веществ;
- токсикологические свойства – определяется раздражающее действие на кожу и слизистые, влияние на организм в целом;
- микробиологические характеристики – изучается содержание патогенной микрофлоры в продукте;
- физико-химические параметры – оценивается водородный показатель. Для зубной пасты, растворов для полоскания рта дополнительно проверяется содержание фторидов;
- отсутствие токсичных элементов – определяется, не превышает ли содержание токсичных веществ (например, мышьяка) предельно допустимых норм;
- клинические свойства – проводится оценка раздражающего и сенсибилизирующего воздействия средств на пользователей.
Дополнительно эксперты анализируют соответствие производственного процесса на предприятии требованиям ТР ТС 009/2011. Проверке подлежит качество применяемого оборудования и сырья, квалификация персонала, организация технологических процессов, соблюдение стандартов хранения и транспортировки продукции.
Установлено, что изготовитель (поставщик) обязан правильно выбирать потребительскую тару. Она должна быть такой, чтобы обеспечивалась сохранность товара в течение всего периода годности, указанного на этикетке.
Обязательная маркировка декоративных и уходовых продуктов
Декларация или добровольный сертификат на продажу косметики выдаются при условии, что на потребительскую тару или этикетку нанесена маркировка. Это текст или изображения, в которых содержится информация, необходимая потребителю для принятия решения о покупке. В ТР ТС прописано, что изготовитель (поставщик) обязан нанести на упаковку следующие сведения.
- Наименование товара.
- Назначение (если это не следует напрямую из названия).
- Данные о производителе (наименование, адрес местонахождения).
- Страна, на территории которой произведен продукт.
- Сведения об организации (название и юридический адрес), которая уполномочена принимать претензии от потребителей на территории Таможенного Союза.
- Объем или масса продукта.
- Цвет, тон (для декоративных косметических средств).
- Процентное содержание фторидов (для изделий для ухода за полостью рта).
- Дата производства и срок годности.
- Условия хранения (если необходимо).
- Способы применения.
- Перечень ингредиентов.
В зависимости от типа продукции на упаковку наносится иная информация: предупреждения об огнеопасности, правила использования детьми, указание на необходимость беречь тару от прямых солнечных лучей, на невозможность распыления и т.д.
Законодательством ЕАЭС установлено, что маркировка должна быть четкой, контрастной по отношению к основному фону, легко читаемой. Информация должна быть понятной для потребителя и содержащей все необходимые согласно ТР ТС 009/2011 сведения.
Добровольная сертификация парфюмерно-косметических средств
Добровольный сертификат качества на косметику оформляется изготовителями или дистрибьюторами после прохождения обязательных проверок. Это инструмент продвижения продукции, который дает предпринимателю следующие преференции:
- право наносить специальную маркировку на изделия, которая повышает потребительский интерес к ним;
- рост продаж и, как следствие, выручки компании;
- возможность выхода на новые рынки, заключения контрактов с известными торговыми сетями, оптовыми покупателями;
- преимущества при участии в коммерческих конкурсах и государственных тендерах;
- увеличение инвестиционной стоимости предприятия;
- формирование репутации надежного производителя и т.д.
Разрешительная документация оформляется в системах добровольной сертификации (СДС), которые зарегистрированы в Росстандарте. Заявитель вправе самостоятельно выбирать, какие параметры косметических продуктов будут подтверждаться (например, экологичный состав, увлажняющие или питательные свойства и т.д.).
Дополнительно предприниматель вправе получить добровольный сертификат на производство косметики в системе ИСО. Он подтверждает, что в компании внедрена и функционирует система менеджмента качества (СМК). Например, оценка в рамках ISO 9001 удостоверяет, что фирма контролирует качество продукции, ISO 14001 – что она использует экологичные методы работы, 18001 – что соблюдает нормы и стандарты охраны труда.
Как проходят оценочные мероприятия с нашей помощью?
Чтобы получить декларацию на косметику, СГР или добровольный сертификат с помощью ЦС «МОС РСТ», клиенты действуют по следующему алгоритму.
- Оставляют заявку на получение сертификационных услуг на сайте или обращаются по указанным на сайте телефонам.
- Получают первичные консультации от экспертов, в ходе которых выбирается оптимальная схема оценки товара, определяется алгоритм дальнейшего взаимодействия.
- Заключают договор.
- Собирают необходимую регистрационную, нормативно-техническую и иную документацию согласно запросу наших экспертов, предоставляют образцы косметических продуктов.
- Ожидают результатов лабораторной экспертизы, по итогам которой оформляется протокол испытаний.
- Узнают итоги оценки, при положительном ответе получают надлежащим образом оформленные разрешительные документы.
Самостоятельное декларирование или регистрация косметики – это сложные процедуры, ошибка на любом этапе которых приводит к отказу в выдаче разрешительной документации. Мы поможем клиентам избежать «подводных камней» и сократить сроки прохождения сертификационных процедур. Узнайте больше о наших услугах и расценках в ходе бесплатных консультаций с экспертами.
Можно ли продавать косметику без сертификата?
Сертификат не относится к обязательным документам, поэтому продавать косметическую продукцию можно без него. Предприниматель должен зарегистрировать декларацию о соответствии ТР ТС 009/2011 или пройти государственную регистрацию – в зависимости от вида косметики.
СГР и декларация дают право законной продажи на территории ЕАЭС. За их отсутствие предприниматели привлекаются к административной ответственности.
Сколько стоит сертификат на косметику?
Цена сертификационных мероприятий формируется исходя из ряда факторов. К ним относится вид и количество оформляемой документации. Также стоимость зависит от необходимости проведения лабораторных и производственных проверок, их объема и сложности методов.
Дополнительных затрат потребует сертификация системы менеджмента качества, разработка НТД, этикетки, присвоение штрихкодов, другие услуги.
Точную стоимость процедуры рассчитает эксперт после изучения информации о заявленном товаре и документов заявителя.