При необходимости документального подтверждения страны производства продукции изготовитель может получить сертификат происхождения товара для экспорта (СПТ). Необходимость оформления документа продиктована возможностью сократить таможенные расходы за счет применения льгот и преференций при расчете суммы таможенных пошлин и сборов.
Сертификат происхождения на экспорт особенно полезно получать в случаях сотрудничества с торговыми партнерами из стран-участниц спецсоглашений государственного уровня, устанавливающих особый режим торговли.
Основные виды сертификатов происхождения
Существует несколько видов сертификатов страны происхождения товаров, используемых на сегодняшний день.
Основные из них используются для таких государств:
- СНГ: форма СТ-1;
- Сербия: форма СТ-2;
- Вьетнам: форма EAV;
- другие государства: общая форма.
Ранее была и еще одна форма документа – «А», наличие которой позволяло осуществлять беспошлинную торговлю с Евросоюзом, Японией, Соединенными Штатами и рядом других стран. Однако после исключения Российской Федерации из числа развивающихся стран вместе с другими бенефициарами согласно вступившему в 2014 году Регламенту ЕС в отношении генеральной системы преференций, необходимость получения данного вида сертификата происхождения товаров (формы А) отпала.
Также неактуально оформление документа при наступлении одного из следующих условий:
- товары ввозятся не для коммерческих целей (личное использование, научные работы, выставочные образцы и пр.);
- денежный эквивалент партии оценен менее чем в 20 тыс. руб.;
- с принимающим/отправляющим государством действует на законодательном уровне закрепленные особый режим беспошлинной торговли.
Получение документа носит добровольный характер и может быть использовано в различных других целях производителем: для предоставления деловым партнерам, в маркетинговых кампаниях, при участии в конкурсах в качестве квалификационного условия, подтверждающего принадлежность к числу отечественных производителей и т.д.
Оформление сертификатов происхождения товаров
Органом, который осуществляет оформление сертификатов происхождения товаров, является ТПП РФ (торгово-промышленная палата) и ее территориальные представительства.
Согласно действующему законодательству страной, где изготовлена продукция, может быть признано государство, на территории которого затрачена половина или больше ресурсов, требуемых для изготовления изделий. Не могут выступать в качестве страны производства государства, в которых осуществляется только фасовка, упаковка, хранение или другие служебные процессы.
Исходя из этого, сама процедура получения сертификата происхождения товара не требует каких-то проверок предприятия, проведения экспертиз и диагностик продукции, благодаря чему весь процесс при наличии достаточного комплекта документации проходит быстро.
Для начала сертификации от заявителя потребуется предоставление следующих документов:
- сведения о деятельности заявителя – устав/учредительный договор;
- свидетельство о регистрации и присвоении госномера (ОГРН);
- документ, подтверждающий постановку на учет в федеральной налоговой службе (свидетельство ИНН);
- выписка из единого госреестра юрлиц, Госстатистики;
- описание производимых изделий, для которых оформляется СПТ в произвольном виде по возможности с прилагаемыми фотографиями объектов;
- внешнеэкономические контракты либо документально зафиксированные договоренности о поставках;
- финансовая платежная и расчетная документация, указывающая непосредственно на приобретение сырья, материалов, запчастей, выполнение работ в определенной стране (договора оказания услуг, акты выполненных работ, счета, накладные, чеки, квитанции, платежные поручения и пр.).
Стоит обратить внимание на тот факт, что Решением Совета ЕЭК от 13.07.2018 года были приняты изменения в порядке и правилах определения страны производства, которые вступят в силу уже с 9 января нового года. Главным новшеством можно считать разрешение использования «остаточных» критериев при недостаточности письменных доказательств.
Так, например, согласно этим изменениям при невозможности предоставления подтверждений и доказательств осуществления затрат в определённом государстве, может использоваться размер НДС. Та страна, в которой численная часть добавочной стоимости максимальна и будет определена в качестве производителя.
Процедура получения сертификата происхождения
- бесплатный предварительный и последующий консалтинг;
- составление списка необходимой документации для подачи в ТПП с учетом особенностей конкретно ваших товаров;
- проверка и анализ документов на предмет отсутствия ошибок;
- проведение расчета процентного соотношения затрат;
- подача заявки и документов в территориальное отделение ТПП;
- представительство интересов заказчика, решение любых вопрос, предоставление пояснений по запросу, полное осуществление коммуникации от лица заявителя;
- получение готового свидетельства и передача его производителю.
Срок действия составляет 1 год с даты выдачи или в течение срока действия контракта.
В сертификационном центре «МОС РСТ» вы гарантировано получите помощь в оформлении сертификата происхождения товара всего лишь за 3 дня по выгодной цене. Проводимая нашими специалистами предварительная проверка пакета документации и расчет затрат исключают вероятность возникновения каких-либо осложнений при рассмотрении заявки в ТПП или каких-либо задержек и простоев в выдаче подтверждения.
Также в «МОС РСТ» можно получить содействие в оформлении других обязательных разрешений и добровольных заключений. С нашей помощью можно зарегистрировать декларации о соответствии, пройти обязательную и добровольную сертификацию ТР ТС или ГОСТ Р, провести добровольные экспертизы в Роспотребнадзоре, Ростехнадзоре, заказать составление технической, эксплуатационной и конструкторской документации (паспорта, инструкции, ТУ и пр.).
Благодаря широкой сфере аккредитации и большому практическому опыту работы на рынке, мы сможем найти необходимое вам решение!
Где можно получить сертификат происхождения для экспорта?
Сертификат происхождения выдается уполномоченными органами. Для Российской Федерации это Торгово-промышленная палата РФ (ТПП).
Представитель компании может самостоятельно обратиться в Торгово-промышленную палату. Для этого нужно оформить заявление, собрать комплект документов и предоставить их в территориальный орган. Затем при необходимости предоставить дополнительные сведения и документацию, если это будет необходимо.
Помимо этого, предприниматель может делегировать оформление сертификата специалистам, которые имеют опыт в формировании всего комплекта документов для получения сертификата соответствия, чтобы исключить вероятность выдачи отказа.
Сколько времени нужно для оформления сертификата
В среднем на получение сертификата происхождения займет до 2 недель. Более точные сроки определяются в зависимости от:
- времени, в течение которого заявитель сможет предоставить все необходимые документы и данные о товаре для возможности установления его происхождения;
- вида документа, который будет оформляться. Он зависит от того, в рамках товарооборота между какими странами заключен договор на экспорт;
- возможности однозначного определения страны происхождения или необходимости получения дополнительных сведений о порядке и особенностях производства товара;
- перечня дополнительных услуг, которые нужно оказать заявителю перед оформлением сертификата происхождения.