В рамках осуществления гражданским обществом своих функций все чаще возникают проекты, для осуществления которых недостаточно участия только государства или только частного капитала. В тот момент, когда усилия правительства и бизнеса объединяются, возникает государственно-частное партнерство (далее по тексту - ГЧП).
Подробнее о взаимодействии бизнеса и государства
ГЧП — это взаимовыгодное сотрудничество частных и правительственных структур, направленное на достижение масштабных, как правило, социально значимых целей.
В мировой экономике оценка государственно-частных партнерств со стороны специалистов госуправления дается довольно высокая. В России такая форма партнерства начала развиваться относительно недавно и используется в качестве альтернативы приватизации.
Среди признаков, отличающих государственно-частное сотрудничество от других видов экономического взаимодействия, выделяют:
- сотрудничество носит равноправный и взаимовыгодный характер;
- усилия партнеров направлены на достижение результата, имеющего большую общественную ценность;
- правоотношения сторон регулируются нормами законодательства;
- партнерами всегда являются государство и частная бизнес-структура;
- сотрудничество носит средний или долгосрочный характер (10-50 лет).
Инфраструктура в социальной сфере всегда требовала больших финансовых вложений со стороны правительства. Сейчас, когда требования общества к качеству услуг возрастает с каждым днем, должны расти и бюджетные вливания в эту сферу.
На практике же на протяжении последних лет инвестиции казны в строительство социальной инфраструктуры сокращаются. Все больше больниц, стадионов и учебных заведений строятся за счет участия частного бизнеса.
Одной из форм сотрудничества государственных органов с частными компаниями является концессия. По концессионному соглашению в частное владение временно передаются объекты, которые не подлежат приватизации в соответствии с действующим законодательством. Чаще всего это автомобильные дороги, морские порты, аэропорты, железные дороги, больницы, спортивные сооружения и так далее. Концессионер должен построить или реконструировать инфраструктурный объект, а государство (концедент) обязуется передать это имущество ему в эксплуатацию на определенный срок. Право собственности на имущество, созданное по договору, к инвестору не переходит, он лишь наделяется правом получения доходов во время эксплуатации объекта. Концессионерами могут быть как российские предприниматели и предприятия, так и иностранные юридические лица.
Инициатором заключения договора о государственно-частном сотрудничестве может выступать как государство в лице уполномоченных органов, так и частное лицо. В первом случае госорган объявляет о проведении конкурса (торгов), по итогам которого выбирается частный партнер. В случае проявления инициативы со стороны бизнеса, предприниматель или юридическое лицо должны направить проект будущего соглашения. После его изучения, госорган размещает этот проект на сайте торгов для поиска потенциально заинтересованных в участии лиц. Если такие лица будут найдены, проводятся торги на общих основаниях. Если инициатор останется единственным желающим, с ним заключается соглашение без проведения торгов.
Концессия и государственно-частное сотрудничество: в чем разница
- При реализации проектов в рамках ГЧП партнеры (государство и частный инвестор) объединяют свои ресурсы, в том числе финансовые, несут обоюдные риски и в последствии разделяют результаты, достигнутые в процессе осуществления совместной деятельности. Концессионное соглашение не предусматривает участия концедента в финансировании строительства или реконструкции предмета договора. Концессионер лишь получает право временного (часто долгосрочного) пользования предметом договора. Это право ему предоставляется в качестве возмещения затрат на строительство.
- Предметом договора о государственно-частном партнерстве может быть только имущество, в отношении которого не установлен запрет на передачу его в частную собственность. При заключении концессионного договора таких ограничений нет, так как его объект после строительства или завершения срока эксплуатации передается в собственность государству.
Судебная практика: Государственно-частное партнерство и концессионное соглашение
Вследствие того, что предметом ГЧП чаще всего является реализация масштабных проектов, и многие из них все еще не завершены, судебных разбирательств в этой сфере хозяйственной деятельности немного. Анализ государственно-частного партнерства говорит о том, что чаще всего судами рассматриваются следующие категории дел:
- обжалование результатов проведения конкурсов на право заключения концессионных договоров;
- расторжение соглашений;
- взыскание задолженности по реализованному соглашению;
- взыскание штрафов за нарушение обязательств сторонами договора;
- споры по вопросам применения налогового законодательства.
Реже всего споры возникают при реализации инвестиционных программ в области спорта, образования и социального обслуживания населения. И наоборот, наибольшее количество дел, рассматриваемых арбитражными судами, приходится на сферу ЖКХ (водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение). В некоторых муниципальных образованиях дела, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, составляют до 90% всех споров в области ГЧП. Основных причин для этого две: концессионная форма является обязательной для этой сферы и качество реализации таких проектов зачастую невысокое.
Стоит отметить, что в судебной практике по данной категории дел существуют две основные проблемы:
- Низкий уровень квалификации судебного корпуса в вопросах применения права в области ГЧП. Это приводит к возникновению немалого количества ошибок как на стадии подготовки дела к рассмотрению, так и в процессе вынесения решения по нему.
- Желание судей защитить интересы бюджета. Такая «защита» интересов казны наблюдается даже в тех случаях, когда она прямо противоречит нормам, регулирующим государственно-частное партнёрство.
Эти проблемы не придают уверенности потенциальным инвесторам и тормозят развитие сферы ГЧП в Российской Федерации.
Нормативные акты: ГЧП и концессия
Нормативно-правовой основой, регулирующей механизмы взаимодействия государства и бизнеса, являются законы:
- №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
- №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации».
На основании этих нормативно-правовых актов субъекты РФ принимают постановления о порядке взаимодействия муниципальных органов власти при разработке, подготовке и осуществлении проектов в сфере такого сотрудничества.
Второго июля 2021 года в Закон «О концессионных соглашениях» были внесены изменения, касающиеся уточнения перечня органов власти и государственных компаний, которые могут выступать в роли концедента.
Кроме федеральных и муниципальных органов власти и их представителей, концедентами также являются госкомпания «Российские автомобильные дороги» и госкорпорация по атомной энергии «Росатом».
Так как партнерами государства могут выступать не только российские, но и зарубежные предприятия, отдельные сделки могут быть заключены в рамках международных договоров. В этом случае их нормы будут иметь превалирующее значение.