Вода в упаковке — это продукт, который включает в себя как обычную питьевую, так и специализированную детскую или минеральную воду. Она может быть как газированной, так и негазированной, а также искусственно минерализованной.
Когда человек ее покупает, он хочет быть уверенным, что это не подделка. Узнать характеристики данной продукции, место производства, отследить путь от производителя до продавца, а также проверить наличие необходимых разрешительных документов российским покупателям позволяет национальная система Честный знак (далее - ЧЗ)
Справка! Маркировка воды в России началась с пилотного проекта в 2020 году. Обязательный статус процедура приобрела с конца 2021.
Цель такой системы контроля — предоставить потребителям уверенность в подлинности и безопасности приобретаемой продукции.
Обзор законодательной базы
Для каждой маркируемой категории товаров действуют отдельные документы, в которых прописываются правила, сроки маркировки, порядок информационного обмена. Например, Постановление Правительства РФ №841 регулирует процедуру маркирования упакованной воды.
Кроме того, участники товарооборота, которые маркируют изделия, должны руководствоваться следующими нормативными актами:
- №488-ФЗ — определяет основы системы маркировки.
- РП РФ №792-р — перечисляет товары, которые подлежат маркированию, регулярно обновляется с добавлением новых категорий.
- ПП №515 — уточняет правила маркировочной процедуры.
Эти законодательные документы регулируют процесс, устанавливают требования, соблюдение которых необходимо для успешной регистрации, взаимодействия с системой ЧЗ.
Справка! Отсутствие средств идентификации (далее - СИ) на подлежащих маркированию изделиях влечет ответственность и штрафные санкции согласно статье 15.12 КоАП России. Для юр. лиц сумма штрафа составляет до 300 000 рублей, должностных - до 10 000 рублей.
Какую воду нужно маркировать
В установленном перечне подконтрольных позиций присутствуют:
- Природная минеральная, в т.ч. газированная вода.
- Искусственно минерализованная.
- Питьевая, в т.ч природная, без сахара, добавления других подсластителей, ароматизированных добавок.
- Для детей.
Справка! Коды по классификатору ТН ВЭД для указанных групп продукции: 2201, 2201 10, 2201 10 110 0, 2201 10 190 0, 2201 10 900 0, 2201 90 000 0.
Маркировать продукт идентификационными знаками и регистрироваться в ЧЗ обязаны импортеры, оптовые поставщики, производители, розничные продавцы, а также организации в секторе HoReCa, аптеки, медицинские учреждения.
Какая вода не подлежит маркированию
Под исключение попадает продукция:
- заявленная для экспорта;
- размещенная под таможенные процедуры;
- ввозимая в рекламных целях, для испытаний;
- предназначенная для дипломатических представительств, личного потребления физ. лицами;
- поставляемая через водопровод, добытая из скважин (то есть не бутилированная).
В центре “МОС РСТ” помогут разобраться с требованиями законодательства и провести необходимые процедуры.
Порядок маркировочного процесса для бутилированной воды
Данная процедура началась в апреле 2020 году с пилотного проекта, который продлился до июня 2021 года.
С сентября этого же года в национальной базе мониторинга Честный знак обязаны были зарегистрироваться изготовители, оптовые, розничные торговцы, а также:
- подать заявление на регистрацию;
- внести товар в актуальный каталог;
- настроить автоматизированный учет - оплата кодов, нанесение меток на емкость продукта, создание отчетов о товарообороте.
Этапы внедрения обязательной процедуры по типу продукции:
- 01.12.21 — начало маркировки минеральной воды.
- 01.03.22 — прочей упакованной.
- 01.11.22 — розничные продавцы и предприятия общепита запускают ОСУ (объемно-сортовой учет), подтверждают через ЭДО в ЧЗ, что приняли маркированную продукцию. При списании вода также выводится из товарооборота через систему, если причины не связаны с продажей (ПП № 841).
- 01.03 23 — продавцы обязаны сканировать СИ на кассе.
- 01.09.23 — старт маркировки детской воды.
- 01.12.23 — заведения общепита, образовательные учреждения, детские сады, больницы, покупающие бутилированную воду для внутренних нужд, должны передавать информацию в систему.
- 01.03.24 — изготовители и остальные участники оборота детской продукции обязаны передавать сведения в ЧЗ в ОСУ.
С марта 2025 году завершается переход на поэкземплярный учет продукта, в т.ч. для детского, что позволит отслеживать каждую его единицу.
Сегодня продажа немаркированной продукции - нарушение закона. Если по каким-то причинам остались товарные остатки без маркировки, их нельзя продавать — они подлежит утилизации.
Правила работы с системой
- Изготовитель заказывает СИ в системе, наносит их на каждую бутылку.
- Далее он отправляет туда информацию о выпуске партии в оборот.
- Формирует УПД (универсальный передаточный документ) с маркировочными обозначениями для оптового покупателя.
- Оптовик принимает поставку, передает данные в ЧЗ через ЭДО.
- Затем отгружает товар в розничные магазины, также формируя УПД, с кодами или без, но со сведениями об учете.
- Розница получает УПД от поставщика, подтверждает прием продукта.
При продаже специальным сканером кассир считывает метку на бутылке, фискальные данные добавляются в чек и отправляются в информационную систему. После этого СИ «выбывает» из оборота.
Маркировочный код Data Matrix
К средству идентификации, что заказывают предприниматели для работы в системе, относится код Дата Матрикс. Он содержит всю информацию о товаре: его производителе, характеристиках, обязательных разрешениях на продукт, других данных.
Данное обозначение помогает предотвратить подделку продукции, гарантирует ее подлинность. Спецификация символики Data Matrix описана в ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008.
Код наносится на емкость так, чтобы сохранить считываемость на протяжении всего срока годности товара, при соблюдении условий перевозки, хранения.
Обязательные документы на продукцию
Перед выпуском на рынок вода, что упаковывается в тару, проверяется по профильному техрегламенту ЕАЭС 044/2017 и базовым “пищевым” регламентам ТС - 021/2011 (нормы безопасности продуктов питания), 022/2011 (правила их маркировки).
Согласно ТР ЕАЭС 044, свидетельство о госрегистрации (СГР) нужно оформлять на питьевую воду для детского питания, а также лечебных видов — столовой, природной минеральной. На остальные виды принимается декларация.
Декларация регистрируется заявителем без помощи аккредитованного сертификационного органа по схемам: 1д, 3д, 6д (серия) до 5 лет, либо 2д, 4д (партия) до конца срока годности.
СГР выдаются территориальными ведомствами Роспотребнадзора на 5 лет.
При лабораторной проверке у образцов изделия оценивают:
- микробиологию;
- органолептику;
- содержание примесей, вредных элементов;
- химические показатели;
- прочие параметры.
Итоги указываются в протоколах экспертизы, которые предприниматель обязан хранить как доказательство безопасности продукта для потребителя.
Отсутствие нужных документов приводит к административным санкциям, включая штрафы, приостановку производства, конфискацию продукции.
Для подтверждения качественных характеристик товара часто оформляют добровольные сертификаты.
Если нужно зарегистрировать продукцию в системе Честный знак, подобрать коды ТН ВЭД, ОКПД2 разработать техническую документацию, провести обязательную оценку, наши эксперты готовы помочь. Мы обеспечим полное сопровождение процесса маркировки и поможем с получением всех необходимых разрешительных документов.
Свяжитесь с нами, бесплатно проконсультируем, поможем провести все этапы регистрации и сертификации!