Перед выпуском в обращение большинство видов продукции подлежит оценке соответствия по техническим регламентам ЕАЭС (ТР ТС) или в нац. системе РФ. Одной из обязательных форм подтверждения соответствия является декларирование. Также возможна сертификация, гос. регистрация товаров. Форма оценки определяется положениями нормативных актов, регулирующих оборот конкретной продукции.
Что такое декларация о соответствии, зачем нужно ее оформлять
Декларация о соответствии (далее – ДС) – один из разрешительных документов, который оформляют для подтверждения безопасности товаров, их соответствия требованиям, устанавливаемым тех. регламентами, стандартами ГОСТ или иной нормативной документацией.
ДС нужна всем компаниям, которые производят, реализуют продукцию, подлежащую декларированию по законодательству. Декларация по ТР ТС оформляется на продукты питания, мебель и косметику, кроме детской, промышленное оборудование, некоторые виды одежды, прочие товары. ДС может потребоваться и по законодательству РФ, например, в части пожарной безопасности (по Федеральному закону № 123-ФЗ), в нац. системе стандартов, т.е. по Постановлению (ПП РФ) № 2425. Перечни товаров, подлежащих декларированию, указаны в самих нормативных актах.
Что значит зарегистрировать декларацию
Зарегистрировать декларацию соответствия – это внести информацию о ней в единый реестр Росаккредитации (ФСА) и присвоить документу регистрационный номер. Номер формируется согласно требованиям законодательства страны, являющейся членом ЕАЭС.
Например, номер ДС, оформленной по требованиям ТР ТС, выглядит так: ЕАЭС N RU Д-ХХ.YYYY.А.00001/ZZ. Подробно про каждое обозначение в номере можно найти в «Правилах формирования регистрационных номеров сертификатов/деклараций в реестрах Росаккредитации».
Кто регистрирует декларацию о соответствии
С 2021 года Приказом Минэкономразвития был изменен порядок регистрации ДС. Правила регистрации ДС, приостановки/прекращения/возобновления ее действия, а также признания документа недействительным, содержатся в ПП РФ № 936.
Согласно данному порядку регистрирует ДС нац. орган по аккредитации, однако, подписывает, используя усиленную квалифицированную ЭЦП (электронную цифровую подпись), заявитель.
Исключение – определенные случаи, когда по некоторым ТР ТС эта функция остается за органом по сертификации.
Справка. Заявитель должен зарегистрироваться в качестве ЮЛ/ИП в РФ. Здесь есть нюанс: по требованиям ТР ТС заявителем может быть компания (ЮЛ), зарегистрированная в ЕАЭС. Но зарегистрировать ДС заявитель из Республики Беларусь сможет только через нац. орган своей страны. Т.е. зарегистрировать через ФГИС Росаккредитации ДС на заявителя из других стран ЕАЭС (кроме РФ) не получится.
Какие документы нужны для декларирования
Для оформления ДС потребуется базовый пакет документов, которые нужно подгружать в реестр. К ним относятся:
- свидетельство ОГРН (либо выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП);
- протоколы испытаний;
- договор уполномоченного лица (если изготовитель зарубежный);
- контракт и инвойс (если партия);
- НТД, по которому изготовлена продукция (ТУ, СТО, ГОСТ);
- ГТД на ввоз образцов (при импорте);
- сертификаты ИСО и др.
Полный список документации зависит от того, кем является заявитель (изготовитель или импортер), серийный выпуск или партия, а также от требований конкретного регламента.
Справка. Заявление на регистрацию ДС прикреплять не нужно, потому что заполнение полей с последующим подписанием их ЭЦП и является заявлением.
Процедура регистрации ДС: пошаговая инструкция
Чтобы перейти к процедуре регистрации ДС через ФГИС Росаккредитации, нужно провести подготовительную работу:
- Получить электронную подпись (нужен именно токен, обычная флешка не подойдет). Далее в ФНС записать на него ЭЦП для руководителей компаний/ИП, сотрудники компании получают ЭЦП в удостоверяющих центрах.
- Скачать и установить все необходимые драйверы (например, драйвер для токена, программу КриптоПро). ВАЖНО: сервис ФСА работает только с системой Windows ОС.
- Добавить юр. лицо на госуслугах (для добавления потребуется ЭЦП ген. директора). При этом должна быть подтвержденная учетная запись, с помощью ЭЦП можно подтвердить учетную запись на госуслугах без визита в МФЦ. Далее нужно создать личный кабинет ЮЛ/ИП через вкладку «Профиль».
- Настроить браузер, установить необходимые расширения (плагины) - CryptoPro Extension for CAdES, ESEP Crypto Extension, Расширение для плагина Госуслуг. Так же по ссылке http://esep.fsa.gov.ru/ESEP-WebApp/npcryco_esep.exe скачиваем и устанавливаем Криптокомпоненту ФСА для подписания ДС (необходимо будет закрыть все браузеры).
- Установить на компьютер сертификат ЭЦП.
Работа в сервисе ФГИС Росаккредитация предусматривает следующие действия:
1. Переход в сервис ФГИС ФСА, авторизация.
2. Нажатие «+» и выбор вида ДС, которую требуется зарегистрировать.
3. Поэтапное заполнение полей в каждом разделе. Там все достаточно понятно и интуитивно, стоят звездочки рядом с полями, где информацию предоставить обязательно. Но стоит обратить внимание, например на такие вещи:
- раздел «Декларация о соответствии» - нужно обязательно проставить галочку в графе «Свободное распространение продукции не ограничено законодательством РФ» (без этой галочки не даст ничего сделать далее);
- в разделе «Заявитель» и «Изготовитель» в случае, если адрес места осуществления деятельности (для изготовителя по производству продукции) отличается от места нахождения, то нужно это внести обязательно самим через «+» в разделе «Адрес»;
- в разделе «Сведения о продукции» в графе «Документ, в соответствии с которым изготовлена продукция» нужно внести ГОСТ, ТУ, ОСТ с номером и названием, но не ТР ТС.
Существуют и другие нюансы, которые важны, но это нарабатывается только путем постоянного использования. Так как мы орган по сертификации, то сталкиваемся с этим ежедневно.
4. Регистрация ДС.
Для регистрации нужно поставить галочку в поле «Присвоить постоянный регистрационный номер». Далее заполняется текущая дата и дата окончания действия декларации (на один день меньше, того года, в зависимости от срока на 1, 3, 5 лет). После этого нажимается кнопка «Сохранить и зарегистрировать».
При выборе опции «Подписать» появится окно, в котором нужно выбрать ЭЦП и еще раз нажать «Подписать». Внизу страницы должно появиться подтверждение. Затем нужно вернуться на страницу с ДС, статус должен поменяться на «Действует».
Как зарегистрировать декларацию взамен существующей?
Замена ДС регламентирована Решением Совета ЕЭК № 44. В пункте 114 перечислены случаи, при которых заявитель принимает и регистрирует новую декларацию без каких-либо дополнительных действий (испытания, сбор документации, проведение производственного контроля и т.д.). Аналогичные требования прописаны в п 16, раздела I. ПП РФ № 936.
Например, нужно в действующей ДС указать актуальный номер телефона. Для этого выполняются следующие действия:
- Заявитель заходит в карточку этой ДС.
- Выбирается кнопка сверху справа «Замена декларации».
- Выбираются причины замены ДС (одна или сразу несколько).
- Два раза подтверждается решение.
- В соответствующих разделах ДС вносятся необходимые изменения (если изменился телефон заявителя, значит выбирается раздел «Заявитель»).
- После внесения нужных изменений необходимо вернуться в раздел «Декларация о соответствии», указать актуальную дату регистрации (Дата окончания остается без изменений, как требует Решение № 44).
Как и при первой регистрации ставится галочка для присвоения рег. номера, выбирается опция «Сохранить и зарегистрировать». Заявитель подтверждает выбор, подписывает с помощью ЭЦП, получает новый номер ДС.
Особенности оформления ДС на бумажном носителе
Требования к оформлению ДС на бумажном носителе регулируются:
- Решением Коллегии ЕЭК № 293 – для ТР ТС;
- приказом Минпромторга № 1934 – для декларирования по ПП РФ № 2425.
Выгружать из сервиса ФГИС ФСА печатную форму можно, но она не будет соответствовать требованиям указанных НПА, поэтому ДС нужно делать вручную. Главное, зачем нужно выгрузить печатную версию из ФСА, чтобы перекопировать QR-код и регистрационный номер декларации.
Также важно отметить, что распечатанный вариант ДС должен полностью совпадать по информации представленной в реестре. Законодательством установлено, что при расхождении сведений между документом, выданным на бумажном носителе, и сведениями, внесенными в реестр ФСА, приоритет имеют сведения, внесенные в реестр, иначе декларацию не примут торговые сети или надзорные органы. На бумажной версии ДС необходимо ставить подпись и печать организации.
Ответственность за внесенные данные несет заявитель. Регистрация ДС без должной подготовки может вызвать вопросы, решение которых займет достаточное количество времени.
Без помощи профессионалов есть отложенные риски для заявителя, потому что могут быть не учтены нюансы оформления.
Чтобы исключить вероятность нарушения процедуры декларирования, делегируйте эту процедуру экспертам центра сертификации «МОС РСТ». Эксперты окажут полный спектр услуг по регистрации ДС с заполнением данных во ФГИС ФСА, формированием декларации согласно всем требованиям, консультированием. Также специалисты проведут обучение по декларированию, кто желает это делать самостоятельно.
Консультации бесплатные, направляйте заявки.