Для анализа эффективности использования зарегистрированных средств индивидуализации первостепенная роль принадлежит справедливому стоимостному показателю, выступающему «мерилом» ценности объекта. Оценка стоимости товарного знака – это представленная в денежном эквиваленте цена, за которую нематериальный актив можно реализовать, инвестировать или передать заинтересованным лицам в интересующий момент времени. Полученная оценщиками величина становится фундаментом формирования ценового критерия для совершения сделок по приобретению, отчуждению или передаче интеллектуальной собственности.
Необходимость и цели оценочной процедуры
Отсутствие вещественного воплощения и предполагаемый десятилетний срок использования товарных знаков с неограниченной пролонгацией требуют периодической оценки. Определение реальной стоимости бренда необходимо из-за инфляционных процессов, вызванных экономической нестабильностью, поскольку балансовый показатель может не соответствовать фактическому среднерыночному значению. Оценку целесообразно проводить перед совершением юридически значимых действий, включая:
- планируемые сделки с объектом – продажу, передачу в пользование по договорам лицензии и франшизы, а также внесение в качестве залогового имущества при кредитовании;
- предстоящие реорганизационные мероприятия – поглощение, слияние с другими хозяйствующими субъектами, ликвидацию компании или прекращение деятельности ИП;
- расширение бизнеса – открытие филиалов и обособленных представительств, привлечение инвестиций в виде взносов учредителей и инвесторов.
В зависимости от цели выбирается вид стоимости для определения оценщиком. В частности, перед предстоящими вложениями оценке подлежит инвестиционная стоимость, перед закрытием бизнеса – ликвидационная.
Внимание! Если в нормативном акте или в договоре о проведении оценки не зафиксирован конкретный вид, то установлению подлежит рыночная стоимость, формулируемая как реальная, разумная, действительная или эквивалентная (ст. 7 закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ). Независимо от указанного термина – это среднерыночный показатель в денежном измерении для реализации объекта в условиях свободной конкуренции.
Выбор метода оценки и требования к оценщикам
Оказывать услуги по оценке имеют право специалисты, состоящие в СРО оценщиков, информацию о членстве в которой должны предоставлять по требованию заказчика. Оценщики обязаны иметь подтверждающий уровень профессионализма в оценочной сфере квалификационный аттестат (ст. 15, 21.2 закона № 135-ФЗ). Для процедуры специалисты избирают один из следующих методов:
- сравнительный – основанный на сопоставлении функциональных и экономических характеристик исследуемого объекта с аналогами;
- доходный – опирающийся на финансовые результаты при использовании торговой марки, включая текущую и прогнозируемую прибыль от продаж, экономию на выплатах вознаграждения лицензиатам и франчайзерам;
- затратный – базирующийся на издержках на разработку, включая расходы на оплату труда персонала с отчислениями на обязательное страхование, регистрацию ТЗ и обеспечение правовой охраны.
Справка! Оценщик вправе руководствоваться любым из подходов, включая их комбинирование при согласовании с инициатором. Ведь перспективных инвесторов заинтересует спрогнозированная величина дохода, владельцев бизнеса – связанные с содержанием расходы, а участников лицензионных и концессионных соглашений – сравнение с альтернативными вариантами на рынке.
Интерпретация результатов проведенной оценки
По завершении процедуры составляется и вручается заказчику официальный документ – отчет об оценке ТЗ, содержащий обоснование и выводы специалистов (ст. 11 закона № 135-ФЗ). В результирующем документе необходимо указать:
- информацию о заключивших договор сторонах и дате проведения;
- цели процедуры и исследуемые объекты;
- перечень стандартов, используемых при оценке;
- алгоритм определения стоимостного показателя и полученную величину;
- список представленной и проанализированной документации для установления требующейся цены.
На заметку! Оформляемый на бумажном носителе или в электронном виде отчет не должен допускать неоднозначных формулировок, способствующих введению в заблуждение пользователей. Оценщик вправе указать дополнительные сведения, влияющие на стоимостные параметры со ссылками на использованные источники.
При несогласии с выводами в отношении достоверной стоимости ТЗ споры подлежат рассмотрению в судах, которые вправе обязать стороны к совершению сделки при ее обязательности по цене, установленной судебным органом (ст. 13 закона № 135-ФЗ).
Исследуемые документы независимыми оценщиками
Для достоверного определения стоимостного показателя оценщиками изучается и анализируется следующий комплект документальных приложений:
- свидетельство о регистрации ТЗ, выданное Роспатентом с отражением всех характеристик объекта;
- финансовая отчетность, включающая первоначальную и балансовую стоимость нематериального актива, а также начисленную сумму амортизации;
- сведения о расходах, понесенных владельцем на приобретение или обслуживание товарного знака;
- товарный ассортимент, выпускаемый с использованием зарегистрированной торговой марки;
- полученный доход от продажи товаров с указанным обозначением за трехлетний период;
- сумма вознаграждения, полученная от заключенных договоров концессии и лицензии в виде паушальных взносов, роялти и иных выплат;
- аналитические материалы, касающиеся прогнозов продаж на основе анализа рыночного сегмента.
При целесообразности оценщики могут запросить прочие сведения для определения более точного результата. Ведь сложность оценки заключается в несопоставимости параметров из-за отсутствия абсолютных аналогов для сравнения и «нематериальности» средства индивидуализации. Наш центр поможет подготовить документацию для комплексного анализа и достоверного результата, не подлежащего оспариванию в судебных инстанциях.
Поможем подготовить документацию и пройти оценку стоимости товарного знака.
Уточнить детали сотрудничества можно у специалистов «МОС РСТ» по телефону или онлайн.