Под термином «профессиональный риск» понимается возможное воздействие на персонал каких-либо вредных производственных факторов, способных привести к появлению профзаболеваний, травматизму, смерти.
Для сохранения здоровья и жизни работников руководство предприятия должно позаботиться о своевременном выявлении таких угроз, проанализировать их, внедрить систему управления ими.
Контроль осуществляется в виде мероприятий, направленных на определение, изучение и снижение неблагоприятного воздействия опасных факторов на персонал.
Оценка рисков – что это такое?
Мониторинг уровня существующих угроз на рабочих местах дает возможность сделать вывод о необходимости применения дальнейших действий для повышения безопасности любого из видов деятельности, беря во внимание экономические, технические и социальные критерии.
Законодательство РФ обязывает каждого работодателя обеспечивать своих сотрудников безопасными рабочими местами и своевременно оповещать их о потенциальных угрозах для здоровья при исполнении трудовых обязательств – ст. 209 Трудового Кодекса РФ.
В свою очередь, каждый сотрудник имеет право на получение полной и правдивой информации о возможном небезопасном ходе работы, отказаться от ее выполнения при возникновении критических ситуаций, влияющих на его благополучие.
С точки зрения определяющих положений охраны труда, под опасным моментом понимается появление совокупности различных факторов, из-за которых может возникнуть определенное воздействие на человека, влекущее за собой нежелательные последствия.
Поэтому установленная оценка профессиональных рисков (далее - ОПР) всегда начинается с выявления и идентификации опасных зон, в пределах которых работники исполняются возложенные функции и обязанности. Анализ помогает учесть все недостатки охраны труда (ОТ) на предприятии, предупредить угрожающие события и нежелательные последствия, обеспечить безопасность и соответствие условий труда в части санитарии и гигиены на всех производственных уровнях.
Услуги по данному направлению оказывают специализированные центры. Работа таких компаний строится на интегрированном взаимодействии со специалистами отдела труда предприятия. Основная задача экспертной организации – определить неблагоприятные факторы на рабочих местах, рассчитать их величину и степень потенциальных последствий, помочь фирме устранить их.
Законодательная база при проведении оценки профессиональных рисков
При реализации оценочной процедуры руководствуются установленными методикам. Выбор технологии осуществления ОПР реализуется с учетом тех целей, которые обозначает для себя руководство организации. Различают простые, средне-сложные, сверхсложные методики анализа.
Организацию системы управления ПР в компании регулируют следующие нормативные акты:
- Приказ Минтруда РФ № 438 п. 33;
- Приказ Роструда № 77;
- свод национальных стандартов от 2018 г, куда вошло несколько ГОСТов 12.0.230.4 - 12.0.230.6.
Как оформляются результаты оценки уровня профессионального риска?
Согласно приказу Роструда, итогом ОПР для организации считается сформированный отчет, который содержит следующую внутреннюю документацию:
- реестр опасностей – создается в целом для компании;
- список ПР – формируется на основании подсчета объективной возможности наступления угроз и степени потенциальных последствий;
- карта рисков– оформляется в отношении каждой рабочей зоны, основываясь на перечень существующих ПР;
- программа действий по устранению и минимизации неблагоприятных условий.
Иная документация никак не регламентирована законодательством, но, в ряде случаев и в зависимости от вида ПР, могут потребоваться и другие внутренние документы.
Новые требования трудового законодательства
Поправки в ТК РФ, вступившие в начале 2021 года, обязывают специалистов по ОТ в организации делать следующее:
- обучать работников по вопросам ОТ, проводить инструктажи и внеплановые проверки полученных знаний;
- присваивать ранг исполнения трудовых обязанностей в соответствии с должностью сотрудника и с учетом существующих рисков;
- систематически пересматривать и актуализировать всю документацию по нормам ОТ с учетом специфики возможных угроз;
- создать специальную систему, при которой каждый из трудоустроенных в организации работников может ознакомиться с внутренней документацией по ОТ, инструкциями и программами.
Перечень задач, которые необходимо выполнить при ОПР, определяется после изучения данных о компании: область деятельности, род занятий, особенности применяемого материально-технического оснащения, специфика созданных условий для трудовой деятельности.
Чтобы получить исчерпывающую консультацию по данному вопросу, обращайтесь к экспертам центра «МОС РСТ».