В июне 2019 года в качестве эксперимента был запущен пилотный проект по кодировке новых резиновых и пневматических покрышек и шин контрольными идентификационными знаками (КИЗ) — распоряжение Правительства РФ №753. Он продлится до конца ноября, после чего, с 1 декабря 2019 года, заработает обязательная маркировка шин. Требование по нанесению КИЗ на указанный товар отражено в соответствующем распоряжении №792-р. В документе утвержден список из 10 групп товаров, подлежащих обязательному обозначению средствами идентификации, с указанием даты введения и кодов ОКПД2/ТН ВЭД для каждой из групп.
Эксперимент потребовался для определения подходящего средства идентификации продукции, которое позволит:
- однозначно опознавать и прослеживать товар на всем пути от завода до прилавка;
- учитывать интересы и возможности изготовителя, импортера;
- снизить долю контрафактных товаров на рынке, исключить возможность удорожания конечной продукции за счет сокращения расходов на производственные процессы, транспорт, иное.
Полученные результаты проанализируют, исключат причины возможных сбоев, составят методические указания для данной процедуры.
Обзор действующего законодательства
В 2017 году было одобрено решение о создании Единой системы маркировки (идентификации) товаров. Соответствующим Распоряжением №791-р были определены ее основные цели и принципы функционирования:
- присвоение уникального кода каждой единице продукции для ее идентификации по аналогии со штрих-кодированием;
- разработка единой информационной базы для обмена информацией о товарах между всеми ее участниками на протяжении всего периода эксплуатации изделий;
- разработка Единого каталога продукции.
Запланировано, что до 2024 года вся продукция, производимая или ввозимая в РФ, будет внесена в соответствующий каталог и промаркирована посредством нанесения идентификаторов.
Основная цель разработки системы идентификации товаров – сокращение объема некачественной и контрафактной продукции, усиление контроля качества изделий, повышение уровня защиты прав потребителей. При этом покупатели смогут не просто гарантировано приобретать шины и покрышки надлежащего качества, но и участвовать в процессе контроля оборота продукции, передавая информацию о выявленных нарушениях непосредственно контролирующим органам при помощи специального мобильного приложения «Честный знак».
С 1 декабря 2019 г. маркировка шин для автомобилей средствами цифровой идентификации станет обязательной.
Маркировка покрышек для автомобилей
Требования об обязательной сертификации маркировке автомобильных покрышек содержится в ТР ТС 018/2011. Данный технический регламент относит автомобильные шины к компонентам транспортного средства. Это значит, что они являются объектом техрегулирования ТР ТС 018, в котором отражено требование об обязательной оценке соответствия.
В тексте техрегламента устанавливается, что продукция после успешного проведения сертификационных мероприятий должна быть промаркирована знаком обращения «ЕАС». Его отсутствие является нарушением законодательства в части порядка осуществления коммерческой деятельности, что влечет наступление административной ответственности по отношению к нарушителям.
с 2017 года Правительство РФ начало систематическую работу в области усиления контроля оборота отдельных групп товаров, что привело к принятию ряда законов, распоряжений и постановлений, вступление которых в значительной мере изменяет порядок идентификации и учета товаров.
Так, с декабря 2019 года все производители, импортеры и продавцы должны быть готовы к запуску обязательной маркировки покрышек, шин для автомобилей и велосипедов. Ее несоблюдение грозит административным штрафом и изъятием немаркированной продукции (ст.15.12 КоАП РФ). Чтобы избежать проблем, субъекту предпринимательской деятельности потребуется:
- зарегистрироваться в национальной информационной цифровой системе «Честный знак»;
- оформить ЭЦП;
- установить ПО (программное обеспечение)/онлайн-кассу;
- приобрести специальное оборудование (производителю – для нанесения контрольных кодов; продавцу – технику для сканирования).
В общих чертах функционирование системы будет происходить следующим образом:
- На стадии производства/импорта: кодировка наносится на продукцию;
- На стадии транспортировки и перемещения: фиксация любого движения/перемещения от изготовителя до конечного покупателя;
- На стадии розничной продажи: изделия поступают в реализацию только после сканирования спецкода, благодаря чему исключается возможность подмены на поддельную продукцию;
- На стадии расчетно-кассового обслуживания: блокируется возможность продажи контрафакта, так как при сканировании кассиром подконтрольных позиций от оператора фискальных данных поступит отказ (в связи с тем, что товар уже выбыл);
- На стадии общественного контроля: осуществляется при помощи мобильного приложения «Честный знак».
Таким образом, новая система будет соединять в себе основные инструменты и принципы маркировки и штрих-кодирования.
Маркировка велосипедных покрышек
Ранее было предусмотрено обязательное декларирование указанной продукции по ПП РФ 982 и нанесение знака «РСТ», теперь соответствующий раздел исключен и требование упразднено.
Велосипедные покрышки имеют код ОКПД2 22.11.12, который также приведен в перечне распоряжения 792-р. В связи с этим маркировка покрышек велосипеда также как и автомобильных шин становится обязательной.
В рамках пилотного проекта согласно распоряжению Правительства РФ № 753 от 11.06.2019 г. в отношении данной продукции также действует обязанность о нанесении контрольных знаков средствами цифровой идентификации.
Требования к маркировке велосипедных покрышек и автошин
Новые знаки идентификации будут наноситься посредством использования Data Matrix кода, который должен считываться специальными 2D сканерами. Помимо уже известных и привычных для потребителя данных о диаметре, ширине, типоразмере, индексе скорости, в новом коде также будут содержаться сведения о дате выпуска, стране регистрации производителя, сроке эксплуатации, информация о производителе и импортере.
Компаниям-производителям необходимо до начала функционирования обновленной системы маркирования проверить соответствие следующим требованиям:
- внедрение на предприятии ЭДО – электронного документооборота;
- закупить новое оборудование, способное наносить и обрабатывать Data Matrix код (2D-сканеры);
- уточнить у производителя кассового оборудования наличие функций для обработки маркированных изделий и считывания новых знаков;
- удостовериться в наличии подключения к ОФД (оператору фискальных данных);
- проанализировать используемые системы учета, оптимизировать их при необходимости для обеспечения хранения маркировочных кодов;
- заказать или самостоятельно разработать программное обеспечение для отправки/получения сведений из базы «Честный знак».
Более детальную консультацию по вопросам внедрения новых требования и правил обязательной маркировки шин 2019, вы можете получить совершенно бесплатно в центре сертификации «МОС РСТ». Для этого позвоните по указанным на сайте телефонам или заполните онлайн-заявку на сайте, заполнив простую форму.