Исследование, проведенное Советом Госдумы и Общественной потребительской инициативой (ОПИ), показало рост количества предупреждений о нарушениях в производстве пищевых продуктов в 2023 году. Особенно значительное увеличение нарушений было зафиксировано в мясной (80%), рыбной (122%), овощной консервации (31%) и в производстве хлебобулочных изделий и кондитерских изделий (78%).
Олег Павлов, председатель ОПИ, указывает на растущую тенденцию нарушений в социальных учреждениях, что представляет особую опасность для детей. Он считает, что ограничение доступа к закупкам должно побуждать компании к законопослушному поведению и предотвращению фальсификаций, а также может привести к исключению нарушителей из крупных дистрибуционных сетей. Он предлагает внедрение системы маркировки как возможное решение.
ОПИ связывает увеличение нарушений с мораторием на проверки бизнеса, отмечая, что, хотя органы отправляют уведомления и предупреждения нарушителям, это не приводит к желаемым результатам. В ответ на это, совет предложил несколько мер:
Требование от производителей сообщать надзорным органам о принимаемых мерах для исправления нарушений.
Отслеживание числа предупреждений, направленных компаниям, с возможностью наложения штрафов до 1 миллиона рублей, изъятия продукции или приостановки деятельности при увеличении их количества.
Запрет на участие производителей фальсифицированных продуктов в государственных закупках, поскольку некачественная продукция часто обнаруживается в государственных учреждениях.
Улучшение контрольных и надзорных мер в области производства и реализации продуктов для предотвращения нарушений.
Эксперт из «Контур.Торги», Данильчик, предлагает как решение проблемы ввести лицензирование или сертификацию качества для пищевых продуктов. По его мнению, такие документы должны быть в электронном виде, что позволит заказчикам проверять их подлинность. Это, в свою очередь, потребует создания специального реестра для этих документов.
Однако Данильчик также отмечает, что внедрение такой системы может встретиться с препятствием в виде увеличения административной нагрузки на Министерство финансов, Федеральную антимонопольную службу, судебные органы и самих государственных заказчиков. По его словам, госзаказчики могут активно оспаривать отказы в приемке товаров, что делает необходимым более точечный подход к этой работе.