Продовольственный рынок РФ изобилует представленным ассортиментом продуктов питания отечественного и импортного производства. При выпуске в оборот, производитель, импортер или продавец обязаны подтверждать соответствие выпускаемого изделия требованиям нормативно-технической документации и целевых техрегламентов Таможенного союза (ТР ТС).
Базовым документом для оценки продуктов питания выступает ТР ТС 021/2011. В нем содержаться основные критерии безопасности и требования, предъявляемые к готовым изделиям различного назначения, сырью, производственным процессам, формам подтверждения соответствия, удалению отходов производств, хранению продукции, ее перевозке, маркировке — нанесению специального единого знака «ЕАС» на проверенный товар. Профильные «пищевые» техрегламенты ТР ТС 023, 033, 034, 040 определяют более узкие и специфические требования к товарам.
Чтобы обеспечить покупателя достоверной информацией о составе, назначении, производителе, иных важных показателях, доказать пройденную оценку, законодательство предусмотрело отдельный нормативно-правовой акт — техрегламент пищевой продукции в части ее маркировки (ТРТС 022/2011). Он регулирует требования к обозначению обязательной информации о пищевой продукции для всех стран-членов ЕАЭС (Таможенного Союза).
Порядок и особенности маркировки по ТР ТС 022/2011
Продукты питания для допуска к реализации на территории ЕАЭС, обязательно проходят процедуру подтверждения соответствия ряду регламентов, среди которых присутствует ТР ТС 022/2011. Соблюдение требований маркировки продукции проверяется при прохождении процедуры подтверждения соответствия товара.
Вышеупомянутый ТР ТС в части маркировки пищевой продукции подробно описывает какие обязательные сведения должны содержаться на упаковке продукта:
- наименование товара;
- обозначение массы, состава и ингредиентов изделия;
- срок годности и дата производства (при необходимости отдельно указывается период хранения после вскрытия упаковки);
- данные об изготовителе;
- при импорте – сведения об организации, уполномоченной принимать претензии по качеству и вопросы от потребителей;
- энергетическая и пищевая ценность;
- специальная информация (например, противопоказания к употреблению, наличие/отсутствие ГМО);
- отличительные характеристики изделия;
- подтверждающий знак соответствия «ЕАС»;
- иное.
Состав указываемой информации может дополняться другими важными сведениями в зависимости от вида маркируемых товаров. Так, например:
- на таре безалкогольных напитков с содержанием кофеина свыше 150 мг/л должно быть указание, что не рекомендуется к употреблению беременным и кормящим женщинам, детям до 18 лет, людям преклонного возраста и страдающими заболеваниями сердечно-сосудистой системы;
- обязательным является указание на упаковке содержание потенциально опасных веществ, способных вызвать аллергическую реакцию;
- по желанию производителя в перечне маркировочных сведений могут содержаться данные об используемом ГОСТе или ТУ, стране происхождения, отметки о прохождении добровольной сертификации.
При соблюдении правил информирования потребителя, необходимо учитывать особенности отдельных профильных техрегламентов.
Информационные сведения указываются на русском языке, допускается дублирование на языках государств-членов ЕАЭС, где товар производится или реализуется.
Основное место размещения – тара/упаковка. Однако в определенных случаях при ее отсутствии допускается указание всех вышеперечисленных сведений в сопроводительных документах (листы-вкладыши, этикетки, общая упаковка).
К числу маркировочных элементов также относится графический знак «ЕАС», который свидетельствует об успешном проведении процедуры оценки. Параметры размера, требования к внешнему виду, месту размещения, шрифту и цвету устанавливаются также в техническом регламенте о маркировке пищевой продукции (022/2011).
Способы нанесения маркировочных данных производитель выбирает самостоятельно (выдавливание, высечка, штампование, тиснение, прожиг, обкатка, каплеструйная или лазерная печать, пр.)
Требования к маркировке пищевой продукции по ТР ТС 022/2011
ТР ТС 022 подробно описывает следующие требования, предъявляемые к маркировочной информации для большинства видов продуктов питания:
- Тара. На упаковке и/или общей таре размещают информацию о количестве продукции, ее названии, сроке годности, идентификационных характеристиках изделий и пр.
- Название. Используемое наименование должно давать возможность правильного определения, характеризовать ее как пищевую, не должно противоречить требованиям других ТР ТС. В название включается также способ обработки продукта питания (соленая, маринованная, вареная, т.п.).
- Состав. Перечень компонентов приводится по мере убывания их массовой доли. Компоненты, чье содержание менее 2%, допускается перечислять в произвольном порядке, что также относится к ароматизаторам, красителям, добавкам. Не требуется прописывать состав для свежих овощей, фруктов, уксуса и однокомпонентных продуктов.
- Количество. Допускается использование единиц объема для жидкой продукции, для вязкой, густой или пастообразной консистенции – или объем или масса, для твердой – массы. Возможно применение двух величин: объем и масса, масса и количество в единицах.
- Дата производства. Исходя из общего срока годности, указывают время/число/месяц изготовления для скоропортящихся товаров, число/месяц/год для товаров со сроком годности до 90 дней, месяц/год для изделий более длительного срока сохранности. Допускается указание только года выпуска для сахара.
- Срок годности. Действуют те же требования, что и по отношению к указанию даты изготовления.
- Производитель или уполномоченное лицо. Сведения должны включать официальное название согласно уставным документам, местонахождение производителя, компаний, уполномоченных принимать претензии или импортирующих товары на территорию реализации.
- Пищевая ценность. Включает данные о калорийности, содержании углеводов, жиров, белков, витаминов и минералов.
- Отличительные характеристики. Информация размещается на добровольной основе, но только при наличии подтверждающих документов, свидетельств, протоколов, заключений, прочего.
- ГМО. При содержании их в продукте более 0,9%, размещение данных сведений на упаковке обязательное условие. В ТР ТС приведены четкие формулировки как информировать потребителя о наличии в продуктах живых или нежизнеспособных ГММ или что изделие изготавливалось с применение ГММ.
Нанесение маркировочных сведений, знаков и изображений при отсутствии зарегистрированной декларации на товар запрещено законом и влечет за собой крупные штрафные санкции и конфискацию товара.
Изменения в маркировке пищевой продукции с 2019 года
Весной 2019 года приняты определенные правки в вышеупомянутый техрегламент (решение совета ЕЭК). Введен ряд уточнений и дополнений в части таких понятий как легкочитаемость и понятность, устанавливается минимальный размер шрифта для указания существенной информации (название, срок годности, дата выпуска – не менее 2 мм, состав, сведения о месте размещения срока годности и даты выпуска – не менее 0,8 мм).
Что касается внедрения единой цифровой системы идентификации товаров контрольными знаками (КИЗ) на территории РФ, то в 2019 году оно коснулось пока только молока и молочной продукции. В качестве эксперимента проект стартовал 15 июля, и продлиться до марта 2020 года (согласно ПП РФ №836). Список изделий, участвующих в эксперименте, отражен в указанном постановлении. Среди них:
- сыр;
- творог;
- сгущенное и обычное молоко;
- масло сливочное;
- мороженное;
- прочие позиции.
Сейчас участие в нем осуществляется на добровольных началах, позволяя производителям, продавцам, импортерам на практике протестировать и изучить все нюансы, особенности новых правил до того как начнет действовать обязательная маркировка молочной продукции.
До 2024 года работой новой системы планируется охватить большинство потребительской продукции, производимой и/или реализуемой на российском рынке.
Специалисты центра оказывают бесплатные консультации по вопросам разработки и проверки этикеток, правилам маркировки изделий согласно действующему законодательству.