Единая государственная сертификация

Москва deal@mosrst.ru
ул. Новая Басманная, д. 23Б, строение 20, офис 304/3

Маркировка пищевой продукции

Продовольственный рынок РФ изобилует представленным ассортиментом продуктов питания отечественного и импортного производства.  При выпуске в оборот, производитель, импортер или продавец обязаны подтверждать соответствие выпускаемого изделия требованиям нормативно-технической документации и целевых техрегламентов Таможенного союза (ТР ТС).

Базовым документом для оценки продуктов питания выступает ТР ТС 021/2011. В нем содержаться основные критерии безопасности и требования, предъявляемые к готовым изделиям различного назначения, сырью, производственным процессам, формам подтверждения соответствия,  удалению отходов производств, хранению продукции, ее перевозке, маркировке — нанесению специального единого знака «ЕАС» на проверенный товар. Профильные «пищевые» техрегламенты ТР ТС 023, 033, 034, 040 определяют более узкие и специфические требования к товарам.

Чтобы обеспечить покупателя достоверной информацией о составе, назначении, производителе, иных важных показателях, доказать пройденную оценку, законодательство предусмотрело отдельный нормативно-правовой акт — техрегламент пищевой продукции в части ее маркировки (ТРТС 022/2011). Он регулирует требования к обозначению обязательной информации о пищевой продукции для всех стран-членов ЕАЭС (Таможенного Союза).

Порядок и особенности маркировки по ТР ТС 022/2011

Продукты питания для допуска к реализации на территории ЕАЭС, обязательно проходят процедуру подтверждения соответствия ряду регламентов, среди которых присутствует ТР ТС 022/2011. Соблюдение требований маркировки продукции проверяется при прохождении процедуры подтверждения соответствия товара.

Вышеупомянутый ТР ТС в части маркировки пищевой продукции подробно описывает какие обязательные сведения должны содержаться на упаковке продукта:

  • наименование товара;
  • обозначение массы, состава и ингредиентов изделия;
  • срок годности и дата производства (при необходимости отдельно указывается период хранения после вскрытия упаковки);
  • данные об изготовителе;
  • при импорте – сведения об организации, уполномоченной принимать претензии по качеству и вопросы от потребителей;
  • энергетическая и пищевая ценность;
  • специальная информация (например, противопоказания к употреблению, наличие/отсутствие ГМО);
  • отличительные характеристики изделия;
  • подтверждающий знак соответствия «ЕАС»;
  • иное.

Состав указываемой информации может дополняться другими важными сведениями в зависимости от вида маркируемых товаров. Так, например:

  • на  таре безалкогольных напитков с содержанием кофеина свыше 150 мг/л должно быть указание, что не рекомендуется к употреблению беременным и кормящим женщинам, детям до 18 лет, людям преклонного возраста и страдающими заболеваниями сердечно-сосудистой системы;
  • обязательным является указание на упаковке содержание потенциально опасных веществ, способных вызвать аллергическую реакцию;
  • по желанию производителя в перечне маркировочных сведений могут содержаться данные об используемом ГОСТе или ТУ, стране происхождения, отметки о прохождении добровольной сертификации.

При соблюдении правил информирования потребителя, необходимо учитывать  особенности отдельных профильных техрегламентов.

Информационные сведения указываются на русском языке, допускается дублирование на языках государств-членов ЕАЭС, где товар производится или реализуется.

Основное место размещения – тара/упаковка. Однако в определенных случаях при ее отсутствии допускается указание всех вышеперечисленных сведений в сопроводительных документах (листы-вкладыши, этикетки, общая упаковка).

К числу маркировочных элементов также относится графический знак «ЕАС», который свидетельствует об успешном проведении процедуры оценки. Параметры размера, требования к внешнему виду, месту размещения, шрифту и цвету устанавливаются также в техническом регламенте  о маркировке пищевой продукции (022/2011).

Способы нанесения маркировочных данных производитель выбирает самостоятельно (выдавливание, высечка, штампование, тиснение, прожиг, обкатка, каплеструйная или лазерная печать, пр.)

Требования к маркировке пищевой продукции по ТР ТС 022/2011

ТР ТС 022 подробно описывает следующие требования, предъявляемые к маркировочной информации для большинства видов продуктов питания:

  1. Тара. На упаковке и/или общей таре размещают информацию о количестве продукции, ее названии, сроке годности, идентификационных характеристиках изделий и пр.
  2. Название. Используемое наименование должно давать возможность правильного определения, характеризовать ее как пищевую, не должно противоречить требованиям других ТР ТС. В название включается также способ обработки продукта питания (соленая, маринованная, вареная, т.п.).
  3. Состав. Перечень компонентов приводится по мере убывания их массовой доли. Компоненты, чье содержание менее 2%, допускается перечислять в произвольном порядке, что также относится к ароматизаторам, красителям, добавкам. Не требуется прописывать состав для свежих овощей, фруктов, уксуса и однокомпонентных продуктов.
  4. Количество. Допускается использование единиц объема для жидкой продукции, для вязкой, густой или пастообразной консистенции – или объем или масса, для твердой – массы. Возможно применение двух величин: объем и масса, масса и количество в единицах.
  5. Дата производства. Исходя из общего срока годности, указывают время/число/месяц изготовления для скоропортящихся товаров, число/месяц/год для товаров со сроком годности до 90 дней, месяц/год для изделий более длительного срока сохранности. Допускается указание только года выпуска для сахара.
  6. Срок годности. Действуют те же требования, что и по отношению к указанию даты изготовления.
  7. Производитель или уполномоченное лицо. Сведения должны включать официальное название согласно уставным документам, местонахождение производителя, компаний, уполномоченных принимать претензии или импортирующих товары на территорию реализации.
  8. Пищевая ценность. Включает данные о калорийности, содержании углеводов, жиров, белков, витаминов и минералов.
  9. Отличительные характеристики. Информация размещается на добровольной основе, но только при наличии подтверждающих документов, свидетельств, протоколов, заключений, прочего.
  10. ГМО. При содержании их в продукте более 0,9%, размещение данных сведений на упаковке обязательное условие. В ТР ТС приведены четкие формулировки как информировать потребителя о наличии в продуктах живых или нежизнеспособных ГММ или что изделие изготавливалось с применение ГММ.

Нанесение маркировочных сведений, знаков и изображений при отсутствии зарегистрированной декларации на товар запрещено законом и влечет за собой крупные штрафные санкции и конфискацию товара.

Изменения в маркировке пищевой продукции с 2019 года

Весной 2019 года приняты определенные правки в вышеупомянутый техрегламент (решение совета ЕЭК). Введен ряд уточнений и дополнений в части таких понятий как легкочитаемость и понятность, устанавливается минимальный размер шрифта для указания существенной информации (название, срок годности, дата выпуска – не менее 2 мм, состав, сведения о месте размещения срока годности и даты выпуска – не менее 0,8 мм).

Что касается внедрения единой цифровой системы идентификации товаров контрольными знаками (КИЗ) на территории РФ, то в 2019 году оно коснулось пока только молока и молочной продукции. В качестве эксперимента проект стартовал 15 июля, и продлиться до марта 2020 года (согласно ПП РФ №836). Список изделий, участвующих в эксперименте, отражен в указанном постановлении. Среди них:

  • сыр;
  • творог;
  • сгущенное и обычное молоко;
  • масло сливочное;
  • мороженное;
  • прочие позиции.

Сейчас участие в нем осуществляется на добровольных началах, позволяя производителям, продавцам, импортерам на практике протестировать и изучить все нюансы, особенности новых правил до того как начнет действовать обязательная маркировка молочной продукции.

До 2024 года работой новой системы планируется охватить большинство потребительской продукции, производимой и/или реализуемой на российском рынке.

Специалисты центра оказывают бесплатные консультации по вопросам разработки и проверки этикеток, правилам маркировки изделий согласно действующему законодательству.

Остались вопросы?
Шмелёва Анастасия
Skype: live:.cid.c5f83aeedd3295f7
sa@mosrst.ru

Для оперативной связи

Для отправки Вам ответа

Приходите в гости!
ул. Новая Басманная, д. 23Б, строение 20, офис 304/3
Пишите!
deal@mosrst.ru
Звоните!
8(495)128-97-38
Благодарим за обращение в наш центр!
Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшие 15 минут. Если вопрос задан в нерабочее время, специалисты свяжутся с вами на следующий день.
Благодарю за обращение!
Ваша заявка принята.
Я свяжусь с Вами в ближайшие 30 минут. Если вопрос задан в нерабочее время, ожидайте ответ на следующий рабочий день.