Обязательная оценка товара перед продажей предусматривает проверку содержания и полноты указанной информации. Данные на этикетке продукта помогают информировать покупателей о значимых свойствах товара.
Содержание маркировки косметики должно соответствовать требованиям техрегламента ТР ТС 009/2011, который регулирует нормы безопасности для парфюмерно-косметической продукции, и законодательству РФ в области защиты прав потребителей.
Оценка соответствия косметики
Требования указанного технического регламента призваны обеспечить качество и безопасность товаров данной категории, которые поступают в продажу на рынки ЕАЭС. Положения нормативного акта регулируют:
- производственные процессы;
- ингредиентные составы;
- порядок упаковки, транспортировки, хранения продукции;
- мероприятия по оценке соответствия заданным критериям;
- нанесение маркировки и её содержание.
Неотъемлемым этапом подтверждения качества является лабораторное тестирование проб. Программа испытаний формируется согласно особенностям продукта. Она подразумевает экспертизу средства по физико-химическим, токсикологическим показателям безопасности, микробиологии и пр.
Для законной торговли парфюмерно-косметическими продуктами (далее по тексту - ПКП) необходимо оформить один из двух обязательных документов:
- СГР (свидетельство о госрегистрации) — получают на выпускаемые средства для детей, осветления кожи, искусственного загара и иные позиции, указанные в Прил. 12 к ТР ТС 009/2011.
- ДС (декларация о соответствии) — прочие позиции, не упомянутые в приложении.
Маркировка парфюмерии и косметики, прошедших предписанную оценку, должна содержать знак «ЕАС». Символ подтверждает соответствие продукта требованиям законодательства ЕАЭС. Выпуск в обращение и оборот товаров без «ЕАС» влечёт к административной ответственности согласно КоАП РФ.
Требования к этикетке продукции
Все указываемые сведения на упаковке, ярлыке, вкладыше или этикеточной надписи должны иметь чёткий шрифт, быть стойкими на протяжении заявленного срока годности изделия. Предусмотренную информацию располагают в легко доступных для идентификации местах.
При нанесении сведений используют языки государств ЕАЭС. Использование латиницы допускается:
- для указания наименования и адреса производителя;
- обозначение тона, линии или серии;
- единицы измерения (ml, g и иные).
Когда недостаточно площади первичной упаковки, допускается использование листков-вкладышей, ярлыков. Указание на дополнительные сведения обозначается текстом или графическим символом — кисть руки с выпрямленным указательным пальцем на фоне раскрытой книги.
Содержание этикеточной надписи
Данные на этикетке могут включать текст, цифровые и графические обозначения, необходимые для информирования потребителя о важных признаках косметического средства. Сведения для потребителей могут наноситься непосредственно на упаковку, наклеенную этикетку.
По ТР ТС 009/2011 маркировка непременно должна содержать:
- наименование товарной позиции (артикул, марка, логотип);
- назначение, способ применения;
- данные изготовителя, адрес производства;
- название и адрес организации в ЕАЭС, которая уполномочена отвечать за качество, принимать рекламации;
- объём (масса), количество единиц в упаковке;
- сведения о сроках годности (например, "годен до…", "использовать до…" с указанием дат);
- рекомендуемые условия хранения;
- буквенный или численный код для идентификации партии ПКП;
- список ингредиентов и пр.
Особое внимание уделяется ингредиентному составу. Он указывается согласно предусмотренным правилам, которые подразумевают следующее:
- перечню компонентов предшествует заглавие «Состав» либо «Ингредиенты»;
- вещества размещаются по убыванию массовой доли;
- наноматериалы должны сопровождаться соответствующим обозначением в скобках при указании ингредиентов согласно номенклатуре INCI;
- компоненты и красители, содержание которых менее 1%, перечисляются в произвольном порядке.
Состав косметического средства указывается на русском и/или государственном языке стран-участниц ЕАЭС, где планируется обращение товара. Допускается размещать названия ингредиентов из международного перечня ПКП (INCI).
Символы на упаковке косметической продукции
Частью обязательной маркировки косметики являются символы и рисунки, которые способствуют компактной передаче данных без потери смысла.
Обозначения на этикетках косметики:
- Петля Мёбиуса с указанием состава упаковки — для правильной утилизации, переработки.
- «ЕАС» — подтверждает пройденную оценку соответствия требованиям ТР ТС. Независимо от выбранного размера стороны прямоугольника должны быть равны.
- Срок хранения после вскрытия упаковки.
- Указание на дополнительную информацию о продукте.
- Сигнальные слова, пиктограммы опасности — для косметики, обладающей потенциальными рисками.
- Характеристики, подтверждённые протоколами испытаний и сертификатами — ECO, ORGANIC, ISO и прочие.
Ещё одним графическим обозначением, которое содержит идентификационные признаки косметики, является штриховой код. Разработкой и регистрацией штрих-кодов занимаются уполномоченные в РФ организации. Представителем такой компании является центр «МОС РСТ».
Обязательная маркировка «Честный знак»
Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р был утверждён перечень продукции, которую необходимо маркировать специальными кодами перед выпуском в обращение.
Принятые меры направлены на автоматизацию учёта, прозрачности движения товаров внутри российского рынка, а также защиту потребителей от контрафакта.
Проект по внедрению обязательной маркировки парфюмерии, выпускаемой в обращение на территории РФ, был полноценно реализован с 01.12.2019 г. по 01.10.2022 г. На упаковку наносится код Data Matrix (QR), с помощью которого любой пользователь получает возможность отследить движение, например, туалетной воды или духов через приложение.
Нарушение требований к маркированию косметической продукции влечёт за собой административную ответственность согласно КоАП РФ.
Эксперты центра сертификации «МОС РСТ» помогут организовать экспертизу товара, оформить разрешительную документацию, доработать макеты этикетки для конкретных средств в соответствии с нормами действующего законодательства. Детальную консультацию можно бесплатно получить по телефону или онлайн на сайте.