Основная цель и назначение маркировки товаров – предоставление потребителям полной информации о продукции, ее составе, безопасности и других важных сведениях. Указываемые данные должны быть достоверными и не вводить в заблуждение потенциальных покупателей, обеспечивая тем самым соблюдение законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Соблюдение правил маркировки парфюмерно-косметической продукции – это неотъемлемое условие для успешного прохождения процедуры подтверждения соответствия товара нормативным показателям и дальнейшего выпуска в оборот во всем Евразийском экономическом союзе.
Нормативные документы
Вся косметика и парфюмерия — это объекты технического регулирования ТР ТС 009/2011. Для обеспечения производства и выпуска в оборот качественных и безопасных косметических изделий на рынок ЕАЭС в нем установлены требования:
- безопасности к подконтрольным товарам;
- к процессу их производства;
- составу;
- порядку проведения оценки соответствия, основными формами которой являются государственная регистрация продукции и декларирование;
- условиям перевозки, хранения и утилизации;
- правилам нанесения маркировочных данных.
В частности, перед выпуском в обращение косметический продукт проверяется по следующим параметрам безопасности ТР ТС 009, таким как:
- физические и химические свойства;
- микробиологические показатели;
- присутствие и количество токсичных, вредных или опасных веществ;
- токсикологические характеристики;
- безопасность упаковки;
- специфика производственных условий и пр.
После успешного проведения процедуры подтверждения соответствия нормам качества и безопасности, установленным нормативно-технической документацией и ТР ТС 009, оформляется и регистрируется разрешительный документ, а товары маркируются знаком соответствия «ЕАС».
Кроме требований к маркировке косметической продукции в рамках положения техрегламента Таможенного Союза (ЕАЭС), в 2018 году духи и туалетная вода (ТН ВЭД 3303 00) были внесены Распоряжением Правительства РФ №792-р в перечень товаров, которые подлежат маркировке специальными средствами идентификации в рамках новой разрабатываемой системы учета и отслеживания продукции.
Начиная с 1 декабря 2019 года, указанная продукция должна быть обязательно промаркирована специальным Data Matrix кодом (QR-код) по аналогии с уже функционирующей системой цифровой идентификации табачной продукции и обуви.
Обозначение продукта средствами идентификации – QR-кодами – направлена на сокращение контрафактного товарооборота. Маркировка косметической продукции с использованием таких кодов позволяет отследить полный логистический путь каждого обозначенного изделия от производства до розничной продажи конечному потребителю.
Особенностью системы является предоставление потребителям возможности участия в общественном контроле качества и безопасности изделий. При помощи мобильного приложения системы «Честный знак» каждое заинтересованное лицо может проверить оригинальность продукта и в случае выявления несоответствий или нарушений сообщить об этом непосредственно в контролирующие органы.
В экспериментальном режиме система запущена с 1 марта 2019 года и будет действовать до конца ноября того же года. В течение этого периода различные участники рынка в зависимости от своего статуса на добровольной основе могут начать применять контрольные коды идентификации в целях тестирования и освоения новых правил.
Порядок и особенности маркировки
В состав обязательной информации, которую указывают на изделии, входит:
- наименование и назначение товара;
- товарный логотип;
- страна производства;
- фирма — производитель, ее адрес и юридические реквизиты;
- представитель, импортер или уполномоченное лицо на территории страны, где реализуются изделия;
- название и адрес компании, которая принимает претензии от потребителей;
- объем или масса;
- срок годности, температурный режим и правила хранения, в том числе после вскрытия упаковки;
- дата производства;
- номер партии;
- меры безопасности и противопоказаниях при их наличии;
- состав, перечень используемых ингредиентов;
- количество товара в одной упаковке;
- тон или цвет (для косметики декоративного назначения);
- другие важные сведения в зависимости от вида продукции.
Если на индивидуальной упаковке нет возможности указать всю перечисленную информацию, то она размещается на листах-вкладышах либо ярлыках, при этом на упаковку наноситься соответствующий знак – ладонь на фоне открытой книги.
Требования к маркировке
К оформлению всех надписей предъявляются определенные нормы:
- обязательным является указания слова «состав» в виде заголовка перед перечнем компонентов;
- расположение ингредиентов ведется по убыванию массовой доли вещества в общей массе продукта;
- при использовании в производстве наноматериалов информация об их присутствии также указывается в обязательном порядке;
- используемые красители могут располагаться в любой последовательности.
Отдельно в ТР ТС 009 прописано требование об обязательном обозначении аббревиатурой «ЕАС» товара, прошедшего оценку соответствия. В отношении ее оформления и способа нанесения также действуют определенные нормативы по размеру, применяемым шрифтам, месту нанесения, цвету и другим критериям.
Так, например, в качестве места для нанесения обозначения используют:
- отдельную единицу товара (тюбик, баночку, флакон, бутылку и т.п.);
- потребительскую упаковку /тару, сделанную из картона, бумаги, пластика и т.д.;
- ярлык или этикетку (ели они предусмотрены);
- сопроводительную документацию – описание, инструкцию, рекомендации к использованию и т.д.
Выбор способа нанесения маркировочных элементов предоставляется производителю, но с соблюдением условий по обеспечению влагоустойчивости, устойчивости к разрушительному воздействию ультрафиолета и сохранению четкости и ясности знака на протяжении всего срока годности товара.
Нарушения законодательства в части несоблюдения требований по маркировке товаров (отсутствие маркировочной информации, ее искажение, размещение недостоверных сведений, нарушение порядка оформления знаков, размера предупредительных надписей и пр.) влечет наступление административной ответственности в виде штрафов до 300 тыс. руб., безвозвратной конфискации немаркированных изделий и даже ограничении деятельности компании.
Кроме того, отсутствие маркировочных данных или их неправильное нанесение – это одна из причин отказа в прохождении таможенного контроля на границе (при импорте продукции).
Перечень требований и особенностей оформления маркировочных сведений весьма обширен, поэтому для получения детальной консультации по данному вопросу , обращайтесь к специалистам центра сертификации «МОС РСТ».
Узнать стоимость