Правоотношения, вытекающие из страховых договоров, регулируются главой 8 ГК РФ, а также Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Несмотря на достаточно четкое законодательное регулирование, далеко не все потребители страховых услуг знают о своих правах. Пользуясь неосведомленностью населения, компании нередко допускают различные нарушения. В статье расскажем, как восстановить ущемленные права и взыскать компенсацию с недобросовестного страховщика.
Варианты защиты прав потребителей страховых услуг
- Непосредственное обращение с претензией в страховую фирму.
- Жалоба во Всероссийский Союз страховщиков.
- Обращение в Центробанк.
- Жалоба в прокуратуру.
- Исковое заявление в суд.
Каждый способ имеет специфические особенности и правовые последствия. Далее подробно рассмотрим каждый из них.
Претензия в страховую компанию
Никаких специальных требований к форме и содержанию заявления закон не предъявляет. Оно составляется по общим правилам официального документооборота. Бланк имеет «шапку», где указывается:
- название организации;
- адрес и ФИО руководителя страховой компании;
- ФИО, адрес и номер телефона заявителя.
В содержании прописывается дата заключения и реквизиты договора, суть нарушения и требование о выплате компенсации, доплаты или выплаты страховой суммы (в зависимости от того, чего конкретно хочет заявитель). Ответить на претензию страховщик должен в течение 10 дней, но можно указать и другой разумный срок. В случае отказа или отсутствия ответа со стороны компании, страхователь имеет право на судебную защиту своих интересов.
Обращение в суд
При оказании страховых услуг ненадлежащего качества пострадавший может подать иск в судебную инстанцию. Обычно заявление содержит одно из следующих требований:
- выплата страховой суммы;
- доплата суммы в связи с ее недостаточностью;
- выплата суммы или доплата, а также денежная компенсация морального ущерба.
Подсудность по таким делам истец выбирает сам, а именно:
- по месту своей регистрации;
- в соответствии с юридическим адресом страховой организации;
- по месту подписания договора.
К исковому заявлению прилагаются копии:
- паспорта истца;
- страхового полиса и\или договора;
- претензии с уведомлением или другим документом, подтверждающим ее получение адресатом;
- ответ страховой компании, если имеется;
- протоколы ГИБДД, медицинские заключения, акты осмотра, заключения экспертизы и прочие документы, свидетельствующие о наступлении страхового случая;
Этот перечень не является исчерпывающим. Истец вправе приобщить к иску любые материалы, могут повлиять на исход процесса.
Гражданское дело рассматривается с участием истца и представителя ответчика. При необходимости вызываются эксперты, специалисты и свидетели. Если суд сочтет доводы истца обоснованными, то решение вынесет в его пользу. После вступления акта в законную силу, гражданин получает исполнительный лист и может предъявить его к принудительному исполнению. Сделать это можно самостоятельно, обратившись в банк, где обслуживается ответчик, или через Федеральную службу судебных приставов.
Жалоба во Всероссийский Союз страховщиков
Эта саморегулируемая организация объединяет все страховые компании, действующие на территории России. В обязанности Союза входит не только защита интересов своих участников, но и контроль над их деятельностью. Поэтому потребитель в случае нарушения со стороны страховщика вправе пожаловаться в СРО.
Жалоба составляется в произвольной форме. Главное, чтобы из содержания документа была ясна суть нарушения. Время на рассмотрение жалобы – 30 дней. Союз страховщиков назначает проверку, а в качестве наказания имеет право приостановить деятельность компании или по необходимости направить документы в следственные и другие уполномоченные органы.
Обращение в Центробанк
Помимо прочих функций гос. организация занимается регулированием и надзором в сфере деятельности страховых организаций. Поэтому жалоба в ЦБ РФ – это еще один рычаг защиты прав потребителей страховых услуг.
Жалоба в прокуратуру
Данный надзорный орган призван контролировать соблюдение требований законодательства, а также прав и свобод человека на территории России. Если страховая фирма каким-то образом нарушила интересы человека, он вправе обращаться в прокуратуру. Как и в предыдущих случаях, жалоба составляется в произвольной форме. К ней прилагаются те же документы, которые положено приобщать к исковому заявлению.
Срок рассмотрения аналогичный, 30 дней. Прокуратура проводит проверку в организации нарушителя и в случае выявления недостатков, имеет право вынести:
- предостережение о недопустимости нарушений закона, как самую «мягкую» меру реагирования;
- представление об устранении нарушений;
- постановление о возбуждении административного производства.
При необходимости прокуратура может направить материалы проверки в суд или следственные органы.
В каких случаях жалуются на страховщика?
- Необоснованный отказ от выплаты.
- Занижение размера страховой суммы.
- Навязывание дополнительных продуктов при оформлении полиса.
- Отказы или проволочки в организации восстановительного ремонта (по ОСАГО).
- Проведение осмотра и\или экспертизы за счет потерпевшей стороны.
- Понуждение страхователя к заключению трехстороннего договора страхования с участием конкретной станции технического обслуживания или экспертной, оценочной организации.
В статье приведен приблизительный список нарушений, наиболее часто встречающихся на практике. Гражданин может требовать восстановления своих прав в любом случае, если считает, что страховщик своими действиями нарушил их. Опытные юристы помогут организовать необходимые мероприятия в рамках закона.