Лицензия на утилизацию оргтехники
Оргтехника – это общее название для разных видов офисного оборудования, используемого для выполнения рабочих задач и процессов. К ней относятся принтеры, сканеры, копировальные аппараты, факсы, компьютеры, мониторы, вычислительные машины, другие электронные устройства, необходимые для работы в офисе.
Бытовая компьютерная техника и офисное оборудование часто содержат опасные вещества (свинец, кадмий, ртуть, другие токсичные материалы). Также в составе техники присутствуют небиоразлагаемые полимерные материалы, которые разлагаются много лет и под действием солнечных лучей, атмосферных осадков выделяют опасные вещества. При неправильной утилизации пришедшая в негодность оргтехника может представлять опасность для здоровья людей и окружающей среды.
Чтобы правильно и безопасно утилизировать технику, согласно требованиям законодательства, компания, осуществляющая услуги по утилизации, должна иметь лицензию.
Зачем нужно лицензирование услуг по утилизации оргтехники
Регулирует обращение производственных отходов и отходов потребления с целью предотвращения вредного влияния на экологию и здоровья людей Федеральный Закон (далее – ФЗ) № 89. Согласно положениям ФЗ № 89, утилизация проводится с целью вторичного применения отходов при изготовлении изделий, а также рециклинга (вид переработки для вторичного использования), регенерации (возвращения в производственный цикл после обработки), рекуперации (извлечения ценных материалов).
Если у организации отсутствует лицензия на утилизацию оргтехники, осуществление такой деятельности запрещено законом.
За несоблюдение требований законодательства предприятия будут привлечены к ответственности, меры которой устанавливает КоАП РФ в зависимости от степени причиненного ущерба. Юридическим лицам (ЮЛ) грозят штрафы за неправильную переработку 100 000 – 250 000 руб. и даже приостановка деятельности на срок до 90 дней. В некоторых случаях возможно привлечение к уголовной ответственности.
С 01.03.2022 г. действует Приказ Минприроды РФ, который утверждает требования к обращению с отходами I-V классов опасности. Согласно Приказу, ЮЛ обязаны передать непригодную к эксплуатации оргтехнику специализированным лицензированным организациям не позже, чем через 11 месяцев с момента образования отходов электронного оборудования.
Граждане могут утилизировать компьютеры, сдав их на переработку в специальные организации, которые занимаются:
- продажей, обслуживанием и ремонтом компьютерной техники;
- приемом отходов для передачи компьютеров на переработку;
- сбором, хранением, транспортированием, переработкой, обезвреживанием на основании лицензии.
В ходе лицензирования организация должна подтвердить, что имеет все материальные, технические, трудовые ресурсы для осуществления утилизационных мероприятий с соблюдением установленных законодательных норм. Получение лицензии требует оформления компанией других промежуточных документов и разрешений.
Требования по утилизации компьютера и оборудования для компаний
Перед проведением утилизационных мероприятий важно правильно определить класс опасности отходов техники по классификационному каталогу, который утвержден в 2017 г. Приказом № 242 Росприроднадзора. Всего существует четыре класса опасности (I – IV). Класс устанавливается по последней цифре номера в каталоге. Например, картриджам для принтеров присваивается III класс (4 81 203 51 52 3), а системным блокам / проекторам, подключаемым к компьютерной технике – IV класс (4 81 201 01 52 4 / 4 81 202 11 52 4).
Непригодная к эксплуатации офисная техника относится к I – IV, следовательно, по требованиям ФЗ № 99 деятельность, связанная с ее утилизацией, подлежит лицензированию.
Выдачей лицензий занимается Росприроднадзор. Процедура выполняется только в электронном виде через Портал Госуслуги.
Существует ряд требований для получения лицензии:
- наличие у лицензиата участка, помещений, оснащения техническими ресурсами (оборудование, инструменты) для выполнения утилизационных процедур;
- наличие необходимой тех. документации;
- соответствие инструментов, приборов установленным нормам;
- штат квалифицированных работников;
- прочие условия для выполнения работ.
После проверки уполномоченным органом соответствия деятельности установленным нормам заявитель получает лицензию, которая действует бессрочно.
Список документов для лицензирования
Процедура лицензирования утилизационных услуг имеет много нюансов. Например, заявитель должен получить:
- заключение о прохождении гос. экологической экспертизы;
- санэпидемиологическое заключение (СЭЗ Роспотребнадзора) в сфере обращения с опасными отходами – выдается по результатам оценки помещений, оборудования, используемого в работе организации;
- свидетельство Пробирной палаты, если в составе оборудования содержатся драгметаллы.
Для лицензирования также требуются:
- заявление в установленной форме;
- регистрационные данные заявителя (ОГРН, ИНН), учредительные документы;
- сведения и документацию по видам деятельности;
- правоустанавливающую документацию на помещения, спецтехнику, оборудование, требуемые для выполнения работ (или договор аренды);
- прочее.
Также потребуется документальное подтверждение профподготовки и квалификации работников, которые будут выполнять утилизационные мероприятия. Полный перечень необходимых разрешений уточняется индивидуально.
Ранее требовалось подтверждение оплаты гос. пошлины. В настоящее время гос. пошлина отменена.
Сертификация услуг по списанию оргтехники
Перед тем, как утилизировать оргтехнику, ее нужно списать с баланса предприятия. Для этого выполняется тех. освидетельствование или экспертиза, позволяющая оценить работоспособность офисной техники. Задача тех. экспертизы:
- определить состояние устройства и принять решение о его дальнейшей утилизации или списании;
- выявить неисправности, анализ износа, состояния деталей;
- оценить затраты на восстановительный ремонт, обслуживание оргтехники для приведения ее в рабочее состояние;
- оценить затраты на утилизацию оргтехники, согласно законодательным требованиям по переработке опасных материалов.
По результатам проверок оформляется акт тех. экспертизы с рекомендациями по дальнейшим действиям (списание, возможность повторного использования, утилизационные процедуры и т.д.).
Дополнительным преимуществом для компании будет оформление сертификата на услуги по списанию. Такой сертификат закрепляет право на проведение тех. освидетельствования или тех. экспертизы.
Сертификация проводится в добровольном порядке только после лицензирования – обязанности получения лицензии сертификат не отменяет, а только дает преимущества:
- создание репутации и повышение конкурентоспособности;
- инвестиционная привлекательность бизнеса;
- сотрудничество с крупными компаниями;
- повышение шансов на выигрыш в тендерах, гос. закупках;
- использование в маркетинговой стратегии и рекламных целях.
Сертификат оформляется после проверки соответствия предприятия требованиям ГОСТ Р 56397-2015, ГОСТ Р 50936-2013, иных стандартов, в т.ч. СТО, ТУ (тех. условий).
Сертификация предусматривает следующие действия:
- аудиторская проверка компании;
- оформление акта по итогам комплексного аудита;
- выдача сертификата (при соответствии стандартам).
Сертификат на услуги по списанию офисной техники оформляется на период до трех лет.
Справка. На списание орг. техники и комплектующих не требуется наличие лицензии. Для списания можно обращаться в специализированные центры, но допустимо и проводить силами своего предприятия.
Каждая организация может самостоятельно выполнять тех. экспертизу и оценивать работоспособность офисного оборудования, в т.ч. заниматься его списанием, оформлением актов, выдачей заключений эксперта. Для самостоятельного проведения тех. экспертизы в штате предприятия должен быть хотя бы один специалист с соответствующим (профильным) образованием. Этот сотрудник компании должен один раз в год повышать квалификацию путем прохождения курсов.
Центр оказывает содействие в прохождении курсов повышения квалификации, помогающих сотрудникам предприятий получить достаточный уровень знаний для выполнения поставленных задач. По итогам прохождений курсов о повышении квалификации специалист получает соответствующее удостоверение установленной формы.
Справка. Организации не имеют право оформлять на услуги по списанию техники добровольные сертификаты, поскольку для этого необходимо быть специализированным центром.
Для получения помощи в оформлении лицензии, прочих разрешительных документов, добровольных сертификатов обратитесь в центр сертификации.
Консультации предоставляются бесплатно, подавайте заявки.