Сертификация тормозных колодок
Тормозные колодки – это компоненты тормозной системы автомобиля, которые служат для замедления или остановки его движения. От качества работы системы торможения и ее элементов зависит безопасность дорожного движения.
По этой причине сертификация тормозных колодок – обязательная процедура, которую проводят перед выпуском изделий в обращение.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Отсутствие разрешительных документов или несоответствие требованиям регламентов ТР ТС влечет за собой ответственность по КоАП РФ.
Нужен ли сертификат на тормозные колодки?
Автомобильные колодки для дисковых и барабанных тормозов – важный компонент транспортного средства, поэтому попадает под обязательную сертификацию. Процедура проводится по требованиям, установленным в профильном регламенте ТР ТС 018/2011.
Регламентом предусмотрены две схемы подтверждения соответствия:
- 2с – предназначена для серии продукции, предусматривает испытания образцов и наличие сертификата на систему управления качеством (СМК);
- 1с – предназначена для серии изделий, требует испытаний образцов и анализа производства.
В обоих случаях срок действия документов составляет не больше четырех лет.
Согласно ТР ТС 018/2011 порядок сертификационной проверки определяется правилами ЕЭК ООН № 90-02, № 13-10, № 13-11, № 13Н-00, № 78-02 и № 78-03.
Во время испытания проверяют:
- конструкционные особенности (возможность замены колодки без потери тормозной эффективности автомобиля);
- динамические и механические показатели (пределы прочности, твердость материала, сжимаемость и т. д.);
- коэффициент трения (сила трения между колодкой и механизмом торможения при определенной скорости и нагрузке);
- износостойкость (способность выполнять заданные функции после определенного количества циклов торможения);
- термостойкость;
- устойчивость к коррозии;
- совместимость с другими компонентами системы торможения (дисками, барабанами);
- уровень шума, который создается при торможении автомобиля;
- иные показатели.
Для проверки свойств и характеристик запчастей в аккредитованной лаборатории используются методы, установленные профильными стандартами ГОСТ.
Тормозные колодки для железнодорожных подвижных составов попадают под действие ТР ТС 001/2011. Они бывают чугунными, композитными, чугунно-композитными.
Регламент предусматривает применение следующих схем сертификации:
- 1с – серия продукции;
- 3с – партия;
- 4с – единичное изделие;
- 10с – ограниченная серия продукции на срок, не превышающий один год.
Сертификат оформляют на основании положительных результатов испытаний, которые отражены в протоколах (ПИ).
Сертификация предполагает ежегодный инспекционный контроль (ИК), если документ выдается на срок больше одного года. Порядок проведения ИК изложен в ГОСТ Р 58984-2020.
Что нужно для сертификации тормозных колодок?
Для оформления сертификата от заявителя потребуются:
- заявка с описанием изделия (характеристики, область применения, коды ТН ВЭД и т. д.);
- копии ИНН / ОГРН заявителя;
- нормативная документация, применяемая в компании – ГОСТ или ТУ (тех. условия);
- паспорт, эксплуатационное руководство;
- различные доказательные материалы, свидетельствующие о соответствии ТР ТС, утверждении типа по Правилам ЕЭК ООН;
- сертификат ИСО на СМК (при наличии);
- иное – по запросу эксперта сертификационного органа.
Точный перечень необходимых документов определяется индивидуально в зависимости от схемы сертификации и иных факторов.
Порядок сертификации тормозных колодок
Сертификационные мероприятия начинаются с подачи заявки и комплекта необходимой документации. Далее осуществляются следующие действия:
- анализ документации предприятия-заявителя;
- анализ производства (для сертификации серии продукции);
- отбор образцов с последующими испытаниями в лаборатории;
- оценка результатов испытания, составление ПИ;
- оформление сертификата, регистрация документа в реестре ФСА.
После успешного проведения сертификации товар маркируется знаком обращения «EAC», который дает право обращения в странах ЕАЭС. Также наносится потребительская маркировка.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! За отсутствие маркировки нарушители несут ответственность по ст.14. 46 КоАП РФ.
Добровольная сертификация тормозных колодок
После завершения обязательных сертификационных мероприятий предприятия могут пройти дополнительную проверку на соответствие стандартам ГОСТ. Например, на автомобильные фрикционные тормозные изделия действует ГОСТ Р 50507-93.
На композиционные и металлокерамические тормозные колодки для ж/д подвижных составов принят ГОСТ 33421-2015.
ДЛЯ СПРАВКИ! Если подходящего на продукцию ГОСТа нет, применяют ТУ, разработанные производителем.
Во время добровольной сертификации проверяются показатели и характеристики изделия, выбранные заявителем.
Сертификат оформляется на срок от одного года до трех лет. Его наличие дает много преимуществ:
- укрепляет имидж компании и доверие потребителя;
- повышает шансы на заключение выгодных контрактов с крупными заказчиками;
- повышает конкурентоспособность продукции на рынке РФ;
- способствует расширению рынков сбыта, увеличению показателей прибыли;
- помогает в решении иных маркетинговых задач.
Производитель вправе сертифицировать СМК на предприятии. Оценка СМК по стандарту ИСО 9001 свидетельствует о том, что применяемая модель управления обеспечивает стабильный выпуск продукции без брака.
Как получить сертификат на тормозные колодки?
Сертификация – это сложная, многоступенчатая процедура. Многие бизнесмены зачастую сталкиваются со сложностями при подготовке документации, проведении испытаний.
Ошибки приводят к отказу в выдаче сертификата.
Хотите сэкономить время и избежать ошибок? Обратитесь в центр сертификации «МОС РСТ». Эксперты центра помогут на всех этапах оформления документов, предоставят бесплатные консультации по всем вопросам. Направляйте заявки!