Сертификация отходов
В процессе производства и потребления продукции или выполнения работ образуются отходы. Они могут представлять серьезную угрозу для экологии и здоровья человека. Законодательство РФ предусматривает уплату сборов за вывоз, хранение, утилизацию строительного и производственного мусора.
В целях охраны окружающей среды и уменьшения платы за утилизацию отходы перерабатываются во вторичное сырье. После этого проводится паспортизация и сертификация отходов.
Определение класса опасности отходов
Отходы классифицируются по классу опасности для экологии и здоровья людей. Класс определяется в зависимости от происхождения, химического состава, степени негативного воздействия и других показателей. Сама классификация утверждена Федеральным законом (далее – ФЗ РФ) № 89-ФЗ (ст. 4.1). Критерии отнесения к классам опасности утверждены Приказом № 536 Минприроды РФ.
Порядок отнесения к конкретным классам определяет Приказ № 1027 Минприроды РФ, утвержденный 08.12.2020 г.
Согласно ФЗ №89, установлены следующие классы для отходов:
- чрезвычайно опасные – I;
- высокоопасные – II;
- умеренно опасные – III;
- малоопасные – IV;
- практически неопасные – V.
В стандарте ГОСТ 12.1.007—76 указана классификация вредных для здоровья веществ, содержащихся в сырье, полуфабрикатах, продуктах и производственных отходах. Стандарт устанавливает требования к их безопасности при обращении, хранении, изготовлении, переработке и т.д.
Что нужно знать об особенностях сертификации отходов?
Сертификация осуществляется в соответствии с нормативными документами изготовителя. Процедура предназначена для проверки безопасности и экологичности строительного, производственного мусора и т.д.
Для малоопасных веществ, которые переводятся во вторсырье, нужно оформить техусловия (ТУ). Потом требуется сертификат для веществ, образовавшихся по завершении производственного цикла. Сертификат можно оформить на добровольной основе.
Сертификационные процедуры предусматривают проведение испытаний. Выбор проверяемых показателей зависит от вида веществ, образовавшихся в процессе производства или потребления. Во время исследований проверяют:
- радиационные показатели;
- химический состав (содержание опасных и токсичных элементов, тяжелых металлов, хлорорганических соединений);
- физические свойства (вес, плотность, pH, температура плавления и т.д.);
- биологические свойства;
- показатели микробиологии;
- санитарно-гигиенические показатели (степень загрязнения);
- иные свойства.
По итогам исследований оформляются протоколы.
Необходимость паспортизации определяется классом опасности результатов производственной деятельности.
Какие отходы можно перевести в продукт/сырье?
Перевод остатков производства в сырье называется рециклинг. Рециклинг позволяет получить прибыль за счет реализации вторсырья, сэкономить на утилизации и уплате экологического сбора.
Примеры рециклинга:
- остатки текстильного производства – перерабатываются в регенерированное волокно для использования в качестве наполнителей матрасов и т.д.;
- остатки от выемки грунта – перерабатываются в стройматериал для дорожной подсыпки;
- отработанные синтетические жидкости, продукты с нефтяной основой, масла – используют в качестве топлива;
- ТБО (пластик, бумага, стекло и т.д.) – для получения сырья, предназначенного для производства соответствующих изделий;
- смеси из золы и шлака – используют для изготовления стройматериалов, в т.ч. предназначенного для дорожного строительства.
Также существует большой перечень отходов для переработки – пищевые, древесные, пластиковые, сюда же относится резина, аккумуляторы, металлургический шлак и др. Все они являются основой для производства новой продукции.
Особенности паспортизации опасных отходов
Паспорт разрабатывается для отходов I–IV классов с целью определения степени их опасности. Документ утверждает Росприроднадзор.
Порядок оформления паспорта и требования к его форме содержатся в Приказе № 1026 Минприроды РФ.
Также требования к содержимому паспорта, порядку его заполнения содержатся в стандарте ГОСТ Р 53691-2009.
Паспорт действует в течение срока нахождения объекта, указанного в нем, в Федеральном классификационном каталоге.
Отсутствие паспорта является нарушением экологических требований и норм в рамках санэпиднадзора. За их несоблюдение на ИП налагают штрафы от 10 до 30 тыс. руб. Для юр. лиц размер штрафа составит 100-250 тыс. руб.
Зачем нужна добровольная сертификация отходов?
Сертификации отходов производственной деятельности дает ряд преимуществ, например:
- улучшение имиджа компании;
- возможность продемонстрировать заботу об окружающей среде и здоровье людей;
- соответствие деятельности требованиям законодательства в данной области;
- уменьшение рисков для окружающей среды и здоровья людей в процессе переработки материалов;
- сокращение расходов на вывоз, утилизацию мусора, его размещение на полигонах;
- сокращение себестоимости товара, поскольку не нужно покупать новые материалы (за счет использования вторсырья).
Все эти аспекты повышают экономическую эффективность работы предприятия, его рентабельность.
Большинство участников рынка обращает внимание на экологические аспекты деятельности компании, поэтому сертификация способствует расширению рынка и повышению конкурентоспособности.
Сертификация на услуги по сбору и переработке отходов
Компании, которые занимаются сбором, утилизацией, переработкой мусора и ТБО также могут пройти сертификацию. Сертификат на услуги в РФ оформляют только в добровольных системах. Однако предприятие обязано получить лицензию на выполнение данных работ.
Сертификация услуг по сбору и переработке ТБО:
- укрепляет позиции организации на рынке;
- формирует имидж и повышает доверие клиентов.
- повышает шансы на участие в тендерах;
- дает другие преимущества.
Перед оформлением сертификата проводится аудиторская проверка. Во время независимого аудита проверяется наличие оборудования, спецтехники, квалификация персонала, состояние документации и соблюдение требований законодательства.
Также предприятие может внедрить и сертифицировать систему экологического менеджмента по стандарту ISO 14001.
Процедура проведения сертификации
Сертификационные процедуры осуществляются поэтапно:
- подача заявки;
- сбор и анализ документации;
- определение вида и класса опасности веществ, образуемых в результате деятельности предприятия;
- лабораторная экспертиза;
- оформление результатов в протоколе.
Если в ходе исследований не были выявлены отклонения от норм, предприятие получает сертификат. Документ действует не больше трех лет.
Перечень необходимых документов
Для проведения сертификационных мероприятий нужно предоставить:
- заявку;
- сведения о заявителе, копии ИНН, ОГРН;
- описание сертифицируемого объекта;
- паспорт;
- НТД на производство (ТУ, СТО);
- иное – по запросу эксперта.
В зависимости от объекта исследований могут понадобиться дополнительные сведения и документы. Их точный перечень определяется во время консультации.
Нужна помощь в оформлении сертификата? Обращайтесь в центр «МОС РСТ». Консультируем бесплатно, направляйте заявки.