Маркировка пива
Под маркировкой пива подразумевается нанесение информации о продукте на упаковку, например, с помощью этикетки. Этикетка –это текстовый знак, который несет информационный характер для потребителя, а также позволяет осуществлять процесс идентификации и прослеживаемости. Основными сведениями, размещаемыми на этикетке являются: наименование продукции, объем, экстрактивность, содержание спирта, пищевая, энергетическая ценность, информация о составе, нормативный документ, по которому изготавливается продукт (ГОСТ либо Технические условия), условия хранения, данные о производителе, дата розлива, срок годности и т.д. Знак ЕАЭС, подтверждает- продукт соответствует нормам законодательных актов и безопасен. Штрих код, позволяет проводить быстрые операции при продаже: сортировать, отгружать.
Обязательно ли маркировать пиво?
Пиво (пивные напитки) относятся к пищевой продукции (ПП) и должны пройти процедуру подтверждения на соответствие требований технических регламентов в обязательном порядке. В соответствии с ТР ТС 021/21 и 022/21 пивная продукция подлежит декларированию. Соответственно и маркировка пива и пивных напитков обязательна.
В России в 2023 г. введено новое требование: на каждый вид упаковки необходимо дополнительно нанести специальный код ГИС МТ Честный знак (СЧЗ), что позволит проследить путь каждой бутылки или кега, а потребитель при наличии приложения СЧЗ, сможет проверить легальность товара. Данная система поможет защитить производителя от подделки выпускаемой им продукции на рынке, а торговые организации от реализации контрафактных товаров. Ранее производители, импортеры, предприниматели, направляли отчеты о количестве произведенного, ввезенного, и проданного товара в систему ЕГАИС, в которой можно было отследить только партии продукции. ЕГАИС была разработана для отслеживания крепкого алкоголя, на каждую бутылку должна наклеиваться акцизная марка, а в СЧЗ для пива применяется код Data Matrix: в нем зашифрована информация о товаре. В настоящее время обе системы работают в паре и плотно взаимодействуют друг с другом.
Законы, устанавливающие требования к маркировке
На территории России и Таможенного союза существуют следующие нормативно-правовые акты:
— Технические регламенты: о безопасности пищевой продукции – 021/21, о правилах маркировки- 022/21, о безопасности упаковки-005/21;
— ФЗ «О защите прав потребителей» (№ 23001 от 7.02.1992 г.)
Постановление Правительства РФ (№ 1575 от 27.12. 1996 г.)
— ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (от 02.01.2000 г)
— Постановление Правительства РФ (№ 2173 от 30.11.2022 г.);
— ГОСТ Р 51074-2003.
Таким образом, к информации на продукте предъявляются очень серьезные правовые нормы и предпринимателю бывает сложно разобраться в нюансах законодательных актов. Наши эксперты проведут анализ этикетки и окажут помощь в информационном наполнении маркировки. Также специалисты помогут в разработке Технических условий на продукцию (регистрацию ТУ в специальном реестре для защиты интеллектуальной собственности), документации по внедрению системы ХАССП на производстве и получения сертификата по ИСО 22000, окажут содействие по написанию Программы производственного контроля (ППК), регистрации торговых знаков, в получении иных нормативных документов.
Виды пива, которые нужно маркировать
В соответствии с требованиями документа №2173 от 30.11.2022 (Постановление) необходимо обязательно маркировать кодом СЧЗ следующие виды продукции (таблица № 1) и действовать сообразно кодов ТН ВЭД и ОКПД2
Таблица №1
Пиво, напитки на основе пива |
Сидры |
Медовуха, пуаре и другие напитки с содержанием спирта менее 7%. |
ТН ВЭД: 2203
ОКПД: 2 11.05.10.120 11.05.1 0.130,11.05.10.160, 11.05.10.160 |
ТН ВЭД: 2206003100, 2206005100, 2206008100 ОКПД 2: 11.03.10.211, 11.03.10.212 |
ТН ВЭД: 2206003901, 2206005901, 2206008901 ОКПД 2:11. 03.10.2010 |
Согласно Постановления, передача информации в СЧЗ планируется проводиться постепенно:
— с 15.01.2024 г. нужно информировать СЧЗ о всех напитках (в т.ч пива) в кегах, которые предполагаются к розливу на торговой точке, а затем о реализованных напитках через контрольно-кассовую технику (ККТ);
— с 1.04. 2024 г. реализации пивных продуктов в кегах запрещена без нанесения знака идентификации;
— с 1.06.2024 г. организации, продающие продукты пивоварения в стеклобутылке, бутылках из ПЭТ, алюминиевой таре (потребительская упаковка), должны осуществлять процесс передачи информации о реализованной продукции в СЧЗ посредством применения ККТ;
— с 15.01. 2025 г. запрещена реализация продуктов пивоварения без кодирования СЧЗ каждой единицы потребительской упаковки.
Внимание. Пиво и продукты на основе него, без надлежащей маркировки, необходимо реализовать в сроки согласно законодательных документов.
На какие пивные напитки не наносится маркировка?
Не маркируется идентификационным информационным ярлыком СЧЗ безалкогольное пиво, и вся пивоваренная продукция в танках (форфасы, бойлеры) – ТН ВЭД: 2202 91, ОКПД2: 11.05.10.110, 11.07.19.129, а также остатки.
Как маркировать продукты пивоварения?
Существует несколько способов:
- производитель получает упаковку от сторонней организации, например, типографии, с нанесенным кодом идентификации;
- код наносится печатью на поверхность упакованной продукцией аппликатором;
- готовая продукция маркируется с помощью этикетки, наклейки/стикера (производство).
Способы нанесения идентификационных знаков
Согласно Постановления, в зависимости от вида тары, маркировка наносится на следующие поверхности:
- крышка, колпачок, сбоку — стеклобутылка, тара из полиэтилентерефталата (ПЭТ);
- крышка, дно, сбоку- банка алюминиевая;
- крышка, внешняя поверхность, обечайка- для кегов (у полимерных кегов можно нанести код на картонной упаковке).
Важно. Средство информации для считывания с кега должно быть в единственном экземпляре, а полимерный кег без упаковки, но с кодом СЧЗ не допускается в оборот.
Упаковка для пищевых продуктов должна соответствовать требованиям ТР ТС 005/2011 и подлежит обязательному декларированию..
Ответственность за нарушение нормативных правил
За несоблюдения требований, предусматриваемых к маркировке продуктов пивоварения, предусмотрены следующие виды ответственности: административная (штрафы до 300 000 руб) и уголовная ответственность.
Внимание. Перемаркировка продукции не допускается.
Примеры возможных нарушений требований:
- производитель изготовил и продал напитки без идентификационного кода, либо не соблюдает установленные правила;
- предприниматель несвоевременно предоставил данные в систему (не зарегистрировался в системе в установленные законодательством сроки).
В данное время готовится проект изменения в правила маркировки (постановление правительства №515 от 26 апреля 2019 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» (при неполадках в системе ГИС МТ), в них будут отражены следующие аспекты:
— для обеспечения бесперебойной работы производства или импорта хранить запас кодов не менее чем на 7 рабочих дней;
— при возникновении аварийной ситуации незамедлительно сообщать всем участникам процесса оборота и координатору Минпромторга РФ всеми доступными средствами связи;
— если нет возможности передать данные в систему в течение двух часов, участники оборота должны провести регистрацию и обеспечить хранение всех данных в своих системах учета, при этом не приостанавливая процесс ввода в оборот и вывода из него продуктов, которые подлежат обязательному нанесению маркировки с помощью средств идентификации. После окончания аварийной ситуации все сведения подаются в систему в течение 3 рабочих дней (о сроке окончания уведомляет оператор).
Обращайтесь в наш центр, специалисты помогут и ответят на все интересующие вопросы, связанной с маркировкой товара, получением деклараций о соответствии,регистрацией и кодированием в СЧЗ.