Декларация на текилу
Под текилой понимается вид крепкого алкоголя, национальный мексиканский напиток, сырьем для производства которого выступает голубая агава. Он употребляется как в чистом виде, так и в составе различных коктейлей. Согласно действующим нормативным актам, продажа товара не допускается без официального подтверждения безопасности.
Надо ли сертифицировать текилу?
В терминах законов России и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) товар относится к ликероводочным изделиям (код ТН ВЭД: 2208 90 540 0, код ОКПД 2 11.01.10). Это вид продовольствия, для него не действует требование о проведении сертификации. Чтобы законно торговать, производителю / дистрибьютору нужна декларация на текилу
Обязательное декларирование спиртного напитка организуется по таким техническим регламентам, как:
- ТР ТС 021/2011 – критерии безопасности продовольственных изделий;
- ТР ТС 022/2011 – правила маркировки продовольствия, которое реализуется в упаковке;
- ТР ЕАЭС 047/2018 – отдельные требования для всех видов спиртного.
Оценочные процедуры организуются для массового производства алкоголя (схемы 3д, 6д) или для партии (4д). Во всех обозначенных случаях проверка предусматривает экспертизу образцов в лаборатории с аттестатом аккредитации. Схему 6д вправе использовать только компании, которые сертифицировали систему менеджмента по стандарту ИСО 22000 (ХАССП).
Декларация по схеме 3д действует до 2 лет, 6д – до 3 лет. При использовании схемы 4д срок действия обязательного документа определяется заявителем, но он не может быть больше, чем период годности спиртного.
На добровольных началах предприниматель может заменить обязательное декларирование сертификацией. Тогда используются схемы 1с, 2с (серия) или 3с (партия). В первом случае максимальный срок действия сертификата составляет 5 лет, во втором – не ограничивается.
Справка! Схему 2с могут использовать только компании, сертифицированные по стандарту ИСО ХАССП.
В случае оформления сертификата на период более 1 года предприятие обязано ежегодно проходить инспекционный контроль. Последний включает исследования образцов и выезд экспертов на производство.
Необходимая документация для принятия декларации на текилу
Чтобы декларировать спиртной напиток, предпринимателю понадобится:
- заявка;
- сканы свидетельств ИНН, ОГРН фирмы;
- скан устава;
- реквизиты организации;
- наименование и подробное описание продукта;
- пример этикетки для товара;
- образцы напитка;
- сертификат ХАССП (если был получен);
- прочее (при необходимости).
На производство, поставленное в России, необходим нормативный документ (НД), в котором прописаны требования к продукции, правила поддержания ее соответствия. В отношении напитка не действует профильный ГОСТ, поэтому изготовители работают по персонифицированному стандарту – техническим условия (ТУ). В нем отражается специфика конкретного товара.
Справка! ТУ можно зарегистрировать с внесением в реестр, который ведется по ГОСТ Р 1.18-2018. Это поможет владельцу защитить ТУ от незаконного присвоения посторонними лицами.
Дополнительно производителями разрабатываются технико-технологические карты, технологические инструкции или регламенты. Это документы, в которых прописывается, из чего готовится напиток, каков его выход и нормативные свойства, как пошагово строится работа предприятия.
Импортеру нужно предоставить договор уполномоченного представителя, заключенный РФ-компанией с иностранным изготовителем, или контракт на закупку одной партии в сопровождении счетов, спецификаций. Образцы товара для экспертизы ввозятся из-за границы на основании официального письма, с заполнением таможенной декларации (ГТД).
Лабораторные исследования текилы
Основанием для регистрации декларации на алкогольные напитки является протокол испытаний (ПИ). Он оформляется по итогам лабораторной проверки образцов. Изучаются такие характеристики проб, как:
- отсутствие в составе свинца, кадмия, мышьяка, ртути;
- доля метилового спирта;
- параметры по органолептике (вкус, запах, прозрачность);
- физико-химические параметры;
- микробиологическая безопасность;
- тип и количество использованных в рецептуре пищевых добавок.
Результаты выполненных проверок фиксируются в протоколе испытаний (ПИ). В документе прописывается вывод, отвечает ли продукт нормам безопасности, которые установлены профильными тех. регламентами. На основании ПИ далее заявитель регистрирует декларацию в электронном реестре ФСА.
В соответствии со ст. 10 ТР ТС 021/2011, фирмы и ИП, которые взаимодействуют с продовольствием, обязаны соблюдать принципы ХАССП (изложены в стандарте ИСО 22000). Это подход к менеджменту, который предполагает, что компания выявляет риски изготовления брака, анализирует их, выявляет, какие производственные операции нужно контролировать, разрабатывает и вводит в действие необходимые меры.
Добровольная оценка качества текилы
Задекларировав напиток по ТР ТС/ЕАЭС, предприниматель может оформить следующие виды добровольной документации:
- сертификат качества – подтверждает органолептические, физико-химические или иные показатели напитка, выбранные заявителем, удостоверяет соответствие продукта НД изготовителя;
- сертификат ЭКО, БИО, Органик – подтверждают натуральность, экологичность продукции;
- сертификат «без ГМО» – удостоверяет отсутствие ГМО в составе спиртного.
Производитель на добровольной основе получает сертификат ИСО 22000. Это официальное подтверждение, что предприятие соблюдает принципы ХАССП.
Добровольные сертификаты выдаются максимум на 3 года. Они помогают предпринимателю в укреплении потребительской лояльности и наращивании товарооборота. Это свидетельство качества ассортимента.
На добровольном основании предприятие маркирует продукцию штрих-кодами, т.е. идентификационными средствами, считаемыми сканерами во время складских операций и продажи.
По вопросам оформления декларации не текилу, сертификата качества обращайтесь к экспертам центра «МОС РСТ». Поможем разобраться в нюансах оценочных процедур и провести их без затруднений.