Большинство категорий продукции перед выпуском в оборот в Евразийском Экономическом союзе (ЕАЭС, ранее – Таможенном союзе) подлежит обязательной оценке соответствия. Одна из форм, в которых проходит проверка – государственная регистрация, выполняемая подразделениями Роспотребнадзора. На основании результатов испытаний продукта предприятие получает свидетельство (СГР).
Срок действия СГР определяется по нормативно-правовому акту (НПА), по требованиям которого выдавался документ.
Отсутствие СГР – это правонарушение, которое влечет за собой штрафы вплоть до 1 млн. руб. для юр. лиц, а также иные меры административной ответственности, устанавливаемые КоАП РФ.
Зачем нужно оформлять СГР
Требование оформления СГР может быть указано либо в одном из ТР ТС – техническом регламенте, принятом для контроля безопасности продукции, реализуемой на территории ЕАЭС, либо в Решении КТС № 299, утверждающем единые нормы в области санитарной безопасности.
Получение Свидетельство о госрегистрации по Решению 299 понадобится:
- для лакокрасочной продукции;
- смесей, используемых в строительстве;
- химии, предназначенной для промышленных целей;
- химической продукции, применяемой в быту;
- продукции, используемой для личной гигиены (кроме детской);
- средств дезинфекции, а также необходимых для проведения дезинсекционных работ, дератизации и др.
Полный перечень товаров, торговля которыми разрешена только при наличии свидетельства, перечислен в Решении.
Гос. регистрация по ТР ТС проводится в отношении:
- средств гигиены, посуды, некоторых видов одежды и прочих товаров для детей, перечисленных в ТР ТС 007/2011;
- детской косметики и прочих товаров, перечисленных в Приложении 12 ТР ТС 009/2011;
- пищевой продукции, изготовленной по инновационным технологиям, биоактивных добавок (БАД), детского питания, спортпитания и диетических продуктов по ТР ТС 021/2011;
- продуктов питания, относящихся к категории специализированных – ТР ТС 027/2012;
- лечебно-столовые и лечебные природные минеральные воды, детская вода – ТР ЕАЭС 044/2017, ТР ТС 021/2011.
СГР свидетельствует о том, что изделие соответствует нормам санитарии, подтверждает его гигиеническую чистоту.
Также есть товары, на которые кроме СГР обязательно требуется декларация. Например, гос. регистрация + декларирование нужны для реализации товаров для детей по ТР ТС 007/2011 или бытовой химии, перечисленной в Постановлении (ПП РФ) № 2425.
Порядок оформления свидетельства утвержден Коллегией ЕЭК в Решении № 80.
Срок действия СГР, как его проверить
У предпринимателей, выпускающих товары, подлежащие гос. регистрации, часто возникает вопрос: сколько действует СГР. Срок действия свидетельства зависит от того, по какому НПА проходила гос. регистрация. Это предусмотрено пунктом 19 Решения 80.
Если Свидетельство оформляется по Решению 299, то оно действует бессрочно, т.е. документ выдается на весь период производства или ввоза продуктов в ЕАЭС и полной их реализации (с учетом установленных производителем сроков хранения/годности).
Свидетельство по ТР ТС 021/2011 и 027/2012 также выдается на бессрочный период.
При оценке изделий по ТР ТС 009/2011 и ТР ТС 007/2011, в которых не предусмотрены сроки действия свидетельства, следует обратиться к п. 19 Решения 80. В нем указано, что СГР, оформляемое по ТР ТС, действует до 5 лет, если иные требования не предусмотрены ТР ТС.
Действие документа распространяется на продукты, произведенные с даты производства проб (образцов), отобранных и прошедших испытания.
Если товар выпущен в оборот в течение продолжительности действия СГР, его можно реализовать до истечения сроков годности, установленных производителем (если иных требований не устанавливает ТР ТС).
Информация о выданных СГР записана в реестре, находящемся в свободном доступе на сайте Роспотребнадзора. В реестре можно ознакомиться со статусом документа, периодом его действия.
Когда нужно менять СГР
По истечении периода действия требуется повторно оформить свидетельство.
В ряде случаев нужно заменить (переоформить) свидетельство. При этом повторные испытания не требуются, если в документе выявлены опечатки / ошибки, допущенные не по вине заявителя.
Также не требуется проводить исследования, если предприятие-производитель сменило название, организационно-правовую форму, прочие данные, кроме адреса производства.
Также переоформление Свидетельства без проведения исследований возможно при вступлении в силу нового НПА на подконтрольную продукцию, требования которого не предусматривает изменения состава сырья, не влияет на показатели санитарно-гигиенической безопасности.
Список документов для получения СГР
Список документации, требуемой для гос. регистрации, содержится в Решении 80 (п.5) или самих тех. регламентах. Для получения свидетельства подготавливается заявка и следующие документы для направления в Роспотребнадзор:
- регистрационные данные компании;
- ГОСТ или технические условия (ТУ), применяемые в производстве;
- технологическая документация;
- руководства, инструкции по использованию изделия (если предусматривает его специфика);
- макет этикетки (производитель/импортер обязан разработать этикетку с указанием информации о составе продукта, его характеристиках);
- договор аренды или иное подтверждение права владения производственными помещениями;
- контракт с сопроводительной документацией, письмом на ввоз проб/образцов для исследований в РФ – предоставляет импортер.
Один из важных документов на продукцию, содержащую химические вещества – паспорт безопасности, разрабатываемый по ГОСТ 30333-2022. Для экспорта потребуется лист MSDS (SDS).
ПБ по ГОСТ 30333 действует 3 года или 5 лет (зависит от степени опасности хим. вещества) и подлежит обязательной регистрации. МСДС действует бессрочно, его регистрировать не нужно.
По желанию производителя возможна добровольная сертификация, регистрация товарного знака – это повысит конкурентоспособность, узнаваемость бренда.
Гос. регистрация – длительная и сложная процедура. Чтобы избежать отказа в выдаче разрешительного документа, ошибок, возможных при отсутствии опыта, потери времени, делегируйте процедуру экспертам центра сертификации.
Консультируем бесплатно, направляйте заявки.