Стартовавший в качестве эксперимента в четырех регионах страны льготный налоговый режим самозанятости через полтора года распространился на всю территорию РФ. Это свидетельствует о неоспоримых преимуществах легализации доходов для граждан без риска получить штрафные санкции. Однако разрешенные виды бизнеса совместно с непредусмотренной законодательно выдачей сертификата для самозанятых создали правовой вакуум, допускающий производство продукции и одновременно препятствующий ее реализации.
Особенности самозанятости
Привлекательность льготного режима с неизменными налоговыми ставками на протяжении десяти лет, освобождением от применения контрольно-кассовой техники и упрощением отчетности следует сопоставлять с ограничениями. Спецрежиму самозанятости запрещено (п. 2 ст. 4 закона от 27.11.2018 года № 422-ФЗ):
- продавать подакцизную, маркируемую и требующую идентификации продукцию;
- осуществлять перепродажу «чужих» товаров даже параллельно с произведенными лично;
- заниматься добычей и реализацией полезных ископаемых;
- проводить посреднические операции на основании агентских, поручительских и комиссионных договоров.
Поскольку на остальные виды деятельности не наложен прямой запрет, то они считаются разрешенными при условии отсутствия наемных работников и соблюдения ограничения по доходу за год. Игнорирование любого из требований приводит к снятию с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход налоговым органом. Лишение статуса обязывает заплатить недоимку по налогообложению с момента выявления нарушения.
На заметку! Наряду с дополнительными привилегиями самозанятости способствуют вводимые ограничения. Полученное разрешение на регистрацию товарного знака в Роспатенте облегчает деятельность, так как владелец вправе наложить запрет на несанкционированное использование зарегистрированного обозначения. Одновременно систематическое расширение ассортимента, подлежащего обязательной маркировке и идентификации в системе «Честный знак», недоступной плательщикам НПД, сужает спектр бизнеса.
Возможна ли сертификация товаров для самозанятых
Ни одним нормативно-правовым актом не наложен запрет на реализацию изготовленной самозанятым пищевой продукции за исключением входящей в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства № 792-р. Однако для ряда товаров предусмотрена обязательная сертификация или декларирование. Требования обязательны для всех производителей и импортеров независимо от статуса продавца.
Внимание! Самозанятые оказались в «патовой» ситуации, поскольку ограничений для продажи, например, кондитерских изделий нет, но отсутствие разрешительной документации снижает спрос. При этом сертификаты и декларации соответствия выдаются сугубо юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям и недоступны для оформления плательщикам НПД (ст. 21-23 ТР ТС 021/2011).
Проверки самозанятых Роспотребнадзором не предусмотрены, поскольку к ним невозможно применить требования относительно:
- соблюдения санитарных правил, рассчитанных на массовое производство в промышленных цехах;
- оформления личных медицинских книжек, предусмотренных для сотрудников определенных категорий.
Оптимальный выход – оформлять сертификат заказчикам, зарегистрированным субъектами предпринимательства. Самозанятому придется компенсировать понесенные расходы путем снижения отпускной цены.
Нужен ли сертификат самозанятым на товары собственного производства
Необходимость сертификации определяется не режимом самозанятости, а статусом покупателя и товарной группой. Плательщику НПД не делегированы полномочия на оформление сертификатов и деклараций независимо от его желания. Проблем не возникает, если несертифицированные товары продаются конечному потребителю без дальнейшей реализации.
Справка! Диктовать условия либо отказываться от сотрудничества с плательщиками НПД могут действующие и перспективные оптовики, лишенные возможности беспрепятственно осуществлять торговлю. Продажа товаров без оформленных должным образом разрешительных и технических документов грозит наложением финансовых санкций хозяйствующим субъектам (ст. 14.4, 14.45 КоАП РФ).
В зависимости от организационно-правовой формы собственности и вида нарушений размеры штрафов составляют:
1. За реализацию товаров без получения сертификата соответствия:
- 20-40 тыс. руб. – для должностных лиц;
- 100-300 тыс. руб. – для организаций.
- 3-10 тыс. руб. – для ответственных лиц;
- 10-20 тыс. руб. – для граждан с предпринимательским статусом;
- 20-30 тыс. руб. – для компаний.
По прочему товарному ассортименту действуют аналогичные правила в соответствии с разработанными регламентами. С самозанятыми активно сотрудничают онлайн платформы, но не в ущерб собственной репутации. Предоставляемые ведущими маркетплейсами льготы не касаются сокращения пакета товарно-сопроводительной документации, требуемого от плательщиков НПД.
Оформление отказного письма для самозанятых
В выдаче отказного письма (ОП) на продукцию самозанятому не откажут, т.к. данный документ может получить как юридическое, так и физическое лицо.
ОП подтверждает, что товар не подлежит обязательной сертификации.
Письмо может быть оформлено:
- на сувенирную продукцию;
- бижутерию и аксессуары для волос;
- декоративные украшения для дома;
- некоторые виды спортивного инвентаря;
- елочные украшения кроме электрических гирлянд;
- товары для животных (за исключением кормов).
Наличие отказного письма – это предоставленная возможность не изменять статуса при взаимодействии с заказчиками и маркетплейсами, не желающими вникать в вопросы сертификации, а отказывающимися от сотрудничества.
Оформление разрешительной документации
Если реализуемый товарный ассортимент требует оформления документов качества, то целесообразно зарегистрировать ИП либо юридическое лицо.
Предупреждение! По букве закона ИП может выступить заявителем для получения свидетельств госрегистрации, деклараций и сертификатов соответствия с дальнейшей реализацией продукции плательщиком НПД. Однако помимо невозможности обеспечения соблюдения всех требований регламента на обычной кухне, предъявляемых к пищевым продуктам, нужно оценить коммерческие и налоговые риски статусов.
ИП можно совмещать с уплатой НПД, при этом подключить эквайринг для приема платежей от клиентов и использовать расчетный счет. Однако перед принятием решения необходимо учесть:
- Запрет на привлечение наемных работников. Заключенные договоры гражданско-правового характера могут быть переквалифицированы в трудовые правоотношения с доначислением НДФЛ, обязательных страховых взносов (п. 8 ст. 2, ст. 15 закона № 422-ФЗ), компенсационных выплат персоналу (ст. 19.1 ТК РФ), административных штрафов (п. 4, 5 ст. 5.27 КоАП РФ).
- Риски обвинения в целенаправленном занижении базы налогообложения. Если налоговики выявят при проверках противоправные цели, то все понесенные издержки ИП будут исключены из состава расходов, связанных с ведением хозяйственной деятельности в налоговом учете (ст. 54.1 НК РФ).
- Невозможность совмещения двух льготных спецрежимов. Статус самозанятости автоматически обязывает ИП применять только общую систему налогообложения, затратную по документообороту и зачастую невыгодную экономически. Уведомление о переходе на ОСНО нужно подать в ИФНС в течение месяца с момента постановки на учет в качестве плательщика НПД, иначе самозанятость аннулируется (п. 3-5 ст. 15 закона № 422-ФЗ).
Поскольку в юрисдикцию арбитражных судов не входят сделки с плательщиками НПД, они не считаются «полноценными» субъектами бизнеса в глазах контрагентов. Ведь любая конфликтная ситуация затягивает судебные разбирательства во времени без гарантий благоприятного исхода.
Получение сертификатов и деклараций
Отказ от уплаты НПД с переходом на ИП или юридическое лицо аннулирует законодательные нестыковки, связанные с оформлением деклараций и сертификатов. Дополнительно бизнесмен получает преимущества в виде:
- отсутствия контроля уровня дохода предельной величины – 2,4 млн рублей в год;
- права выбора формы собственности и режима налогообложения;
- снятия запретов на торговлю;
- возможности регистрации в «Честном знаке».
Регистрация субъектом предпринимательства способствует расширению бизнеса.
Порядок сертификации продукции
После отказа от самозанятости и внесения записи о регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП сертификация проводится по стандартной схеме. Осуществляется:
- Обращение заявителя в сертификационный центр. К заявке на подтверждение качества и безопасности прилагаются регистрационные данные, нормативная документация и образцы продукции.
- Заключение договора. В приложении указывается перечень обязательных документов, подлежащих получению. После идентификации товара и лабораторных исследований оформляется протокол испытаний.
- Регистрация разрешительной документации.
Специалисты центра «МОС РСТ» окажут содействие в сертификации, помогут оформить необходимые документы для бизнеса и предоставят информационно-консультационные услуги по возникшим вопросам. Дадим рекомендации относительно целесообразности сохранения режима самозанятости либо смене статуса в зависимости от обязательной или добровольной сертификации и избранных контрагентов для сотрудничества.
Консультации бесплатны – обращайтесь!