Сертификация прицепов
Прицеп — это несамоходное транспортное средство, предназначенное для эксплуатации в составе автопоезда. Сюда относятся как легковые модели, так и специализированные полуприцепы для перевозки грузов. Корпус выполняется из стали, алюминия, армированных материалов.
Для определения, требуется ли сертификация прицепов, важно точно установить назначение, конструкцию и технические характеристики изделия. Учитываются тип сцепки, грузоподъёмность, тормозная система, категория ТС и код по ТН ВЭД.
Правильная идентификация продукции определяет порядок подтверждения соответствия, вид документа, форму процедуры и сроки оформления.
Нужен ли сертификат на прицепы
Оценка соответствия проводится в зависимости от типа прицепа и области применения. Для разных категорий предусмотрены разные технические регламенты и схемы оформления:
1. Прицепы к автомобилям, предназначенные для движения по дорогам общего пользования.
Регламент — ТР ТС 018/2011.
Документы:
- одобрение типа транспортного средства — при серийном выпуске новой продукции;
- свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства — если прицеп уже находился в эксплуатации, ввозится как б/у или были внесены изменения в конструкцию;
- одобрение типа шасси — оформляется в случае конструктивных переделок прицепа, влияющих на основные параметры.
Процедура требует предоставления технической документации, протоколов испытаний, VIN-кода, а также прохождения идентификации транспортного средства.
2. Прицепы к снегоходам.
Регламент — ТР ТС 010/2011.
Оформляется сертификат на прицепы на основании результатов лабораторных испытаний.
Схемы сертификации — 1с, 3с, 9с.
Проверке подлежат:
- устойчивость конструкции;
- соответствие параметров требованиям безопасности;
- эффективность тормозов;
- расчетная масса и распределение нагрузки;
- соблюдение требований к габаритам, шуму, пожарной безопасности.
Оформлением занимается аккредитованный орган по сертификации. Документ выдается на срок до 5 лет.
3. Тракторные прицепы сельскохозяйственного или лесохозяйственного назначения.
Регламент — ТР ТС 031/2012.
Обязательна сертификация, если конструкцией предусмотрена расчетная скорость не менее 6 км/ч.
Применяются схемы 1с, 2с, 3с, 4с.
Испытания охватывают:
- габаритные параметры;
- устойчивость и управляемость;
- уровень шума;
- безопасность конструкции при различных условиях эксплуатации.
Сертификат на прицепы выдается на основании технической документации и заключений испытательной лаборатории.
Нормативный документ для производства прицепов
Производство прицепов должно осуществляться по документу, содержащему требования к товару. Базой служит один из двух видов нормативных актов: ГОСТ или технические условия (ТУ). Выбор формы зависит от наличия действующего стандарта и специфики продукции.
ГОСТ: жесткая структура и полное соответствие
Если выпускаемый прицеп подпадает под существующий государственный стандарт, использовать нужно именно его. В случае применения ГОСТов обязательна точная реализация всех параметров без отклонений. При несоответствии хотя бы одному пункту такой стандарт использовать нельзя.
Технические условия: гибкий подход к производству
Если отсутствует конкретный ГОСТ, применяется ТУ. Этот документ составляется производителем с учетом назначения, конструкции, условий хранения и транспортировки. ТУ позволяют быстрее выводить продукцию на рынок, адаптируя требования под запросы потребителей.
ТУ применяются:
- при отсутствии ГОСТа;
- при необходимости детализации характеристик под конкретное изделие;
- если используется уникальное наименование, состав или конструкция.
Требования, включенные в ТУ, не должны противоречить положениям ТР ТС, ГОСТам, законам и нормативным актам РФ. Обязательна ссылка на действующие ГОСТы и регламенты.
Экспертиза и регистрация ТУ
По желанию готовый документ проходит экспертизу. Проверяется полнота изложения, наличие ссылок на нормативную базу, соответствие техническим регламентам. Только после устранения замечаний (если они есть) выдается положительное заключение. Далее ТУ регистрируется в электронном федеральном реестре — Банке данных Продукция России.
Сведения, подлежащие внесению:
- регистрационный номер и обозначение ТУ;
- дата вступления в силу;
- сведения об организации-держателе документа;
- контактные данные держателя.
Реестр формируется на основе ГОСТ Р 1.18-2018.
Дополнительная документация
Для запуска производства также необходимо разработать:
- руководство по эксплуатации;
- техническое описание конструкции;
- инструкцию по обслуживанию и ремонту.
Добровольная проверка прицепов
Добровольная сертификация прицепов проводится для подтверждения качества продукции сверх обязательных требований. Она регулируется законом № 184-ФЗ и возможна только после получения всех обязательных разрешений на транспортное средство.
Добровольный сертификат на прицепы оформляется на соответствие требованиям ГОСТ, ТУ или СТО. Например, возможно подтверждение соответствия ГОСТ 3163-2020. Оценку проводит орган по сертификации, аккредитованный в добровольной системе сертификации, такой как ГОРТЕСТ или иной, зарегистрированной в Росстандарте. Срок действия — до 3 лет.
Возможно оформление добровольного сертификата не на изделие, а на систему производства. Например, на соответствие стандарту ISO 9001 — управление качеством. Для предприятий, применяющих экологические подходы или охрану труда работников, возможно оформление документа по ISO 14001 или ISO 45001. Выдача осуществляется в системе сертификации РОСС RU.З2028.04ЕАС1.
СПРАВКА. Если срок действия добровольного сертификата ИСО превышает 12 месяцев, проводится ежегодный инспекционный контроль. Цель — подтвердить стабильность заявленного качества и соблюдение условий, указанных при сертификации.
Добровольный сертификат позволяет повысить доверие контрагентов, укрепить репутацию производителя, упрощает экспортные процедуры и дает преимущества при участии в закупках.
Какие документы нужны для сертификации прицепов
Для оформления сертификата на прицепы необходим следующий документационный комплект:
- техническая документация (ТУ, СТО, описание, руководство);
- регистрационные данные заявителя (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП или лист записи);
- при импорте — ГТД, договор уполномоченного лица, инвойс;
- при сертификации партии — документы на единичную поставку.
На начальном этапе достаточно направить реквизиты компании и описание продукции. Полный перечень формируется индивидуально, с учетом схемы сертификации и специфики товара.
Порядок сертификации прицепов
На этом этапе определяются нормативные основания, вид разрешительного документа, который планируется получать, форма подтверждения соответствия.
Алгоритм включает:
- идентификацию изделия по кодам ТН ВЭД, конструкции, назначению и характеристикам;
- анализ технического регламента, ГОСТ или ТУ, применимых к конкретной модели;
- проверку или разработку комплекта документации — технического описания, руководства, эксплуатационных норм;
- проведение испытаний;
- оформление протокола и регистрация сертификата в соответствующем реестре.
Сроки и стоимость определяются схемой сертификации, категорией продукции и объемом предоставленных материалов.
Обязательные и добровольные документы на прицепы можно оформить в Центре сертификации “МОС РСТ”. Эксперты подберут схему оценки, проведут идентификацию продукции, подготовят необходимую документацию и обеспечат сопровождение на всех этапах.