Сертификат на ходунки

Требуется ли сертификация ходунков?
В ЕЭАС предусматривается обязательная сертификация ходунков, предназначенных для детей и изготовленных в России или за рубежом. Эти приспособления относятся к категории игрушек, поступают в реализацию с кодом ТН ВЭД 9403 70 000 2 или 9403 70 000 3, кодом ОКПД2 31.09.14. Товар является объектом применения технического регламента ТР ТС 008/2011. Для законного выпуска в обращение на продукцию нужно оформить сертификат.
Тех. регламентом ЕАЭС предусматриваются такие схемы подтверждения соответствия, как:
- 1с – для серийного изготовления игрушек;
- 2с – для серии, если у производителя имеется сертификат ИСО 9001;
- 3с – для партии.
При оценке серии разрешительный документ регистрируется на срок 1, 3 или 5 лет, при проверке соответствия партии срок его действия не ограничивается.
Если сертификат выдан на серию 3 или 5 лет, то фирме-владельцу надо каждый год проходить инспекции. Это проверки, осуществляемые в рамках положений ТР ТС 008/2011. Процедуры предполагают испытания образцов, выезд экспертов сертифицирующего органа на производство. Если регулярный контроль дает отрицательные результаты, действие разрешительного документа могут отменить или приостановить.
Справка. Ходунки для взрослых относятся к медицинским изделиям. На них обязательно оформляется регистрационное удостоверение (РУ).
Что из документов нужно для сертификации ходунков?
Чтобы подтвердить соответствие детских игрушек, предприниматель готовит следующую документацию:
- сканы ИНН, ОГРН / ОГРНИП;
- скан устава;
- карточку организации с реквизитами;
- описание товара;
- информация об используемых в его производстве материалах и деталях;
- паспорт качества и / или инструкция к товару (при необходимости);
- пример маркировки.
Если продукция изготавливается в России, то у предпринимателя обязательно должен быть нормативный документ (НД), где определено, каким нормам качества должны отвечать изделия, как организован контроль их соответствия, маркировка, выбор упаковки и т.д.
Как НД может применяться действующий ГОСТ. Фирма начинает работу по стандарту, купив его официальную копию. Если подходящего ГОСТ нет, то предприятию нужно разработать собственный стандарт – технические условия (ТУ), с учетом специфики продукции, утвердить и ввести в использование.
Справка. ТУ можно зарегистрировать в общероссийском электронном реестре, который ведется по ГОСТ Р 1.18-2018. Это позволит официально закрепить авторские права предприятия на документ.
При импорте для сертификации серии понадобится договор уполномоченного лица (ДУЛ), удостоверяющий, что российская организация отвечает в ЕАЭС за качество поставляемого иностранного товара. Для оценки соответствия партии потребуется договор о ее закупке, счета, спецификации.
Чтобы ввезти образцы иностранных изделий в ЕАЭС, предприниматель получает официальное письмо от аккредитованного органа. В документе указано, сколько и каких проб потребуется. Таможенная декларация заполняется специальным образом: указывается, что это пробы для оценочных мероприятий.
Лабораторные экспертизы ходунков
Сертификационные процедуры включают не только анализ документации. Они предполагают, что образцы продукции проходят исследования в лаборатории, обладающей аккредитацией ФСА. Изучают критерии и показатели:
- сырьевой состав изделия;
- чистота материала;
- стойкость внешнего покрытия к влаге;
- отсутствие специфического запаха и привкуса;
- показатели выделяемого электростатического электричества;
- выделение вредных веществ (например, сурьмы, бария, ртути, свинца и т.д. – точный список зависит от состава товара);
- индекс токсичности;
- раздражающее воздействие на кожный покров;
- отсутствие травмоопасных элементов и мелких деталей в конструкции;
- устойчивость приспособлений к механическим воздействиям;
- радиологическая безопасность;
- пожаробезопасность.
Точный перечень исследуемых показателей по ТР ТС 008/2011 зависит от конструкции игрушки и возраста ее потенциальных пользователей.
По завершении проверок лаборатория оформляет протокол испытаний (ПИ) согласно ГОСТ Р 58973-2020. В ПИ прописывается, какие параметры проб проверялись, какие значения выявлены, отвечают ли изделия требованиям безопасности.
Дополнительно проверяется маркировка изделий. На этикетке должно присутствовать название товара, вид / модель, информация о его потребительских свойствах, о производителе и импортере.
Добровольное подтверждение соответствия ходунков
Окончив обязательные проверки соответствия, изготовитель / организатор сбыта может получить добровольный сертификат на ходунки. Это способ подтвердить, что те или иные показатели изделий (их список определяется самим заявителем) отвечают нормам, прописанным в НД предприятия. Можно проверить даже те характеристики продукции, которые не обозначены в ТР ТС.
Производитель вправе пройти оценку по ИСО 9001. Так подтверждается, что предприятие выстроило модель менеджмента, отвечающую передовому мировому опыту, контролирует качество выпускаемого ассортимента.
Добровольные сертификаты предоставляются максимум на 3 года. Компания / ИП получает право использовать на упаковках товара знаки отличия, возрастает потребительский спрос на изделия, увеличивается товарооборот.
На добровольном основании фирмами и ИП организуется регистрация товарного знака. Этот шаг позволяет официально закрепить права на бренд и защитить его от посягательств третьих лиц. Чтобы начать продажи через торговые сети, предпринимателю нужно нанести на каждую товарную единицу штрих-код.
Имеются вопросы? Обратитесь к экспертам и узнайте подробнее о том, как проводится оценка соответствия детских ходунков, закажите практическую помощь и сопровождение в сертификации.