Сертификат на ром
Ром – это алкогольный напиток, изготавливаемый из сахарно-тростниковых продуктов, других компонентов. По своим свойствам напиток относится к пищевой продукции, что имеет важное значение для выпуска его в обращение. На данный момент алкоголь сертифицируется по тем же правилам и нормативным актам, что продовольственные товары. Разрешительный документ (декларация) оформляется по техническим регламентам ТС 021/2011, 022/2011, 029/2012.
Что нужно для выпуска рома в обращение
Выпуск в обращение – это перечень действий и процедур, который обязан выполнить производитель или поставщик (импортер). Требования к выпуску продукции в обращение предусмотрены нормативными актами ЕАЭС и РФ. В отношении рома, как и других продовольственных товаров, для выпуска в обращение нужно:
- подготовить комплект обязательной документации на товар, описывающей его характеристики, особенности производства;
- пройти испытания продукции по нормам безопасности и качества, получить протоколы в испытательной лаборатории;
- пройти декларирование по ТР ТС 021/2011, 029/2012, 022/2011, зарегистрировать декларацию;
- подготовить и нанести маркировку на бутылки с ромом, выпускаемым в розничную продажу.
Это обязательные требования, которые позволят получить разрешение на ввоз импортного алкоголя, на реализацию его в розницу. При отсутствии декларации ввоз и продажа несертифицированного товара запрещена. При выявлении таких фактов предпринимателя оштрафуют, а его продукцию могут конфисковать.
К дополнительным процедурам относится добровольная сертификация. Так как по ТР ТС сертификат соответствия на ром, это можно сделать только после оценки соответствия по положениям независимой системы сертификации. Указанный документ поможет с продвижением товара, так как является дополнительным подтверждением качества продукции, его характеристик и свойств.
Какие документы нужны для сертификации
Подтверждать безопасность алкогольных напитков нужно результатами испытаний, документами на товар и производство. Для декларирования может потребоваться:
- заявка от предпринимателя или юридического лица, их регистрационная документация;
- перечень продукции, подлежащей декларированию (например, несколько разновидностей рома или других напитков);
- ТУ, по которым производится напиток;
- протоколы по итогам испытаний, подтверждающие соответствие по нормативам безопасности;
- эксплуатационная и товаросопроводительная документация (например, договоры и инвойсы на поставки импортного ассортимента);
- сертификат на СМК (система менеджмента), если его получал производитель;
- макет или копия этикетки с маркировкой напитков.
Точный перечень документов определяется по схеме декларирования. Отметим, что ТУ разрабатывает изготовитель, так как он определяет точные характеристики выпускаемого алкогольного напитка. Техусловия описывают особенности производства, заявленные нормативы по качеству и безопасности.
Порядок декларирования соответствия
Декларирование будет проводиться сразу по трем техрегламентам ТС. При этом заявитель регистрирует один документ, где будут указаны ссылки на соответствие по ТР ТС 021/2011, 022/2011, 029/2012. Вместе с декларацией при ввозе и реализации алкоголя нужно обязательно предъявлять протокол испытаний.
Схемы оценки соответствия
Обязательное декларирование рома может проводиться по одной из трех схем, указанных в ТР ТС:
- на серийно производимый алкоголь, где испытания продукции проводит изготовитель;
- на партию рома, в том числе поставляемую по импорту;
- на серийную продукцию, где тесты и исследования проводятся исключительно в аккредитованной лаборатории.
Схема подтверждения описывает процедуры, которые нужно пройти заявителю, требования к документам и доказательствам. Например, по схеме 2д не осуществляется производственный контроль, так как оценка проводится по партии товара. Также по схеме подтверждения определяется срок действия декларации на ром.
Перечень испытаний в лаборатории
Прохождение испытаний и оформление протоколов является обязательным требованием при декларировании. Тесты и исследования проводятся по образцам товара, отобранным по акту. На данный момент показатели безопасности, по которым проверяется безопасность, берутся из ТР ТС 021/2011 и 029/2012. С момента вступления в силу ТР ТС 047/2018 товары будут проверяться и по профильному нормативному акту на продукцию с содержанием спирта.
Исследования алкогольных напитков в лаборатории проводятся по следующим направлениям:
- по химическим и физическим свойствам;
- по безопасности пищевых добавок. ароматизаторов и других вспомогательных компонентов;
- по содержанию спирта;
- по микробиологическим показателям;
- по органолептическим показателям.
Также при декларировании проверяется соответствие маркировки продовольственных товаров по ТР ТС 022/2011. Маркировка должна быть на русском языке, содержать обязательные сведения для потребителей. В частности, макет этикетки с маркировкой должен указывать на место производство и изготовителя, описывать потребительские свойства напитка, особенности его употребления, меры предосторожности и безопасности.
Если проверяется безопасность серийно выпускаемых алкогольных напитков, осуществляется производственный контроль. Для этого эксперты могут выезжать на предприятие, проверять контроль за качеством. Чтобы упростить оценку условий производства можно заранее получить и представить сертификат на СМК.
Срок действия документа
Декларирование продовольственных товаров проводится в обязательном порядке. После анализа доказательств и подтверждения надлежащих условий производства принимается решение о регистрации декларации. Она оформляется на срок 1-5 лет, если проводилась оценка по серии товара. В отношении партии алкогольной продукции срок действия декларации определяется по периоду годности напитка или до момента реализации. Когда срок действия истечет, декларирование можно пройти заново.
Добровольная сертификация в России
Для оформления и выдачи добровольного сертификата на ром также изучается документация предпринимателя, проводится комплекс исследований товара. Однако нормы ТР ТС на эту процедуру не распространяются. Добровольное подтверждение качества поможет с продвижением товара, даст конкурентные преимущества на рынке, привлечет внимание потребителей. Срок действия сертификата составляет до 3 лет.
Направляйте заявки!